Почему донские казаки мылись перед каждым боем
Обычаи и традиции казаков, по мнению большинства этнографов и историков, всегда заметно отличались от порядков и норм поведения, принятых в других уголках России. Нравы донской вольницы порой шокировали жителей средней полосы и северных регионов нашей страны. Это относится и бытовым привычкам, и к соблюдению ежедневных гигиенических процедур.
Известные историки Александр и Лидия Самоваровы в своей книге «Русские в Париже в 1814 году» рассказали о знаменитых заграничных походах армии императора Александра I Павловича, ознаменовавших окончательную победу над войсками Наполеона Бонапарта. Среди военных, триумфально вошедших во французскую столицу 31 марта 1814 года, были и донские казаки, служившие под командованием легендарного генерала М.И. Платова.
В течение тех двух месяцев, что русская армия провела в Париже, гордые донские воины успели изрядно удивить европейцев. Например, они каждый день заботливо купали в Сене своих коней, и сами принимали водные процедуры вместе с ними. Причем, по воспоминаниям очевидцев, лишь некоторые из казаков мылись в исподнем белье, чтобы не смущать дам, прогуливавшихся по парижским набережным. Многие лихие кавалеристы купались, как привыкли у себя дома – на Дону – в чем мать родила.
Кстати, такое поведение поразило не только европейцев, но и других русских воинов. Люди, выросшие в средней полосе или в Поволжье, например, были воспитаны совсем по-другому. Они стыдливо прятали глаза, не понимая, как можно публично демонстрировать голое тело.
А казаки, вообще, часто купались в реках. Практически каждый день, почти в любую погоду. И не видели ничего постыдного в собственной наготе. А еще, они тщательно заботились о своих лошадях, потому что конь для казака – это верный боевой товарищ. Неудивительно, что донские воины купались вместе со своими скакунами.
Доктор исторических наук Андрей Вадимович Венков в книге «Казаки против Наполеона. От Дона до Парижа» рассказал, что любовь к лошадям воспитывалась в представителях воинского сословия с раннего детства. Уход за этими животными был ежедневной обязанностью практически каждого мужчины. При бережном обращении донской скакун мог верно прослужить своему хозяину до 20 лет.
Научный сотрудник Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника Надежда Олеговна Фурсина рассказала читателям о гигиенических привычках казаков в статье «Баня парит, баня правит», которая была опубликована художественно-просветительским сайтом «Автор Дона» 28 марта 2019 года.
По словам специалиста, в XVII-XVIII веках произошло смешение традиций русских переселенцев и народов, населявших южные регионы: турок, греков, черкесов, адыгов… На стыке разнообразных культур сложились бытовые привычки донских казаков.
Отдельно стоящей бани, как принято в других уголках России, местные жители не возводили. Они банились (мылись) в специальных пристройках, из которых можно было как пройти в дом, так и выйти во двор.
Казацкие бани всегда топились по-белому. В них люди не только мылись, но и занимались различными хозяйственно-бытовыми делами. Например, мастерили конскую упряжь и т.п.
Во время длительных военных кампаний у каждого донского казака всегда была возможность помыться. Войсковые бани подразделялись на стационарные и передвижные (мобильные). Первые обустраивались в местах стоянок, а вторые возводились из подручных материалов прямо в походных условиях при каждом удобном случае.
«Самая простая [баня] была сделана из ветвей и жердей с накинутыми на них попонами. В центре этого шалаша делался очаг, который обкладывали камнями. После хорошего прогрева камней в шалаш вводили больного или раненого, ушибленного в бою казака и начинали парить», – написала Н.О. Фурсина в своей статье.
Среди донских воинов существовала незыблемая традиция – тщательно мыться перед каждым боем, надевать чистое белье и одежду. В случае ранения белая рубаха разрывалась на полоски и использовалась в качестве перевязочного материала.
Предохраняясь от холеры и других инфекционных заболеваний, казаки никогда не пили сырую воду из сомнительных и непроверенных источников. Ее обязательно кипятили в котелке над костром, добавляя зверобой или полынь – травы, известные своими антибактериальными свойствами. Если и такой возможности не было, то в воду добавляли древесный пепел – походный аналог современного активированного угля.
Баня всегда была для казаков не только местом очищения. Здесь зачинали и рожали детей, исцеляли телесные недуги, гнали ломоту и хворь. Знахари и целители избавляли людей от так называемой порчи. Если негативное мистическое воздействие было незначительным, то использовались травяные настои и отвары, приготовленные из 10 трав. При тяжелой порче во время магического ритуала знахарям приходилось применять 21 лечебную траву.
По словам Н. О. Фурсиной, перемолотое и высушенное сырье запаривалось в равных долях, тщательно процеживалось, отстаивалось. Затем целитель читал особый заговор, чтобы придать травяному настою особые свойства. Этим средством натирали тело и интенсивно массировали, после чего человека парили вениками. Затем больного окатывали студеной водой. Знахарь или знахарка снова читали тайные заговоры. Процедуру повторяли, постоянно омывая тело травяным настоем или отваром.
Считалось, что после такого мистического ритуала любая порча сойдет навсегда. Причем, воду для приготовления целебного средства тоже готовили особым образом, настаивая на древесной золе. Казаки также наделяли способностью очищать от негативной энергетики дождевую или талую воду. Ее могли использовать для стирки одежды и мытья предметов домашнего обихода.
Поскольку баня была особым магическим местом, то употребление спиртных напитков в этом помещении строго запрещалось. Шуметь и ругаться здесь тоже было категорически нельзя, как и париться с непокрытой головой.
При сильной горячке и кровотечениях казаки ограничивались простым омовением, парить тяжелобольного или раненого человека остерегались, чтобы не нанести еще больший вред его слабому здоровью.
Каждый казак с детства учился правилам оказания первой медицинской помощи, поскольку во время военных походов такие знания могли спасти жизнь боевым товарищам. Не секрет, что после нелегких трудовых или военных будней любому человеку, стремящемуся сохранить мышцы в тонусе, весьма полезен расслабляющий массаж. Поэтому казаки даже в условиях походной бани разминали друг другу усталые мышцы и сухожилия.
Особенно интенсивно «работали» с руками и ногами, менее жестко – в области спины. Берегли почки, печень и шею, эти места разминали аккуратно. Если у человека болела голова, то казаки массировали и ее. Они верили, что это поможет боевому товарищу.
Как утверждает Н. О. Фурсина, казацкая семья обычно парилась вместе. Но если все не помещались в небольшой пристройке, то первенство всегда отдавали детям, взрослые и пожилые люди мылись позже.
Это не соответствует русским народным традициям. В средней полосе и других регионах России в жарко натопленную баньку, как правило, сначала шли мужчины, а затем – женщины и дети. Казаки же не делали ограничений по половому признаку, определяя очередность мытья лишь принадлежностью к тому или иному поколению семьи.
Наверное, поэтому они позволяли себе купаться голыми в Сене, несмотря (или смотря) на прогуливающихся поблизости парижанок.
Читайте наши статьи на Дзен