«Игрушечные» города
Сегодня народные игрушки можно встретить нечасто. Оцененные художниками и собирателями еще в конце XIX века, они украшают экспозиции музеев. А благодаря хранителям мастерства и их ученикам, традиция продолжает жить и сейчас. И каждый из нас имеет возможность приобрести частичку истории к себе в коллекцию.
Дымковская игрушка
Жанрово-бытовая дымковская игрушка – это целый мир, мир провинции, где живые наблюдения сплетаются с мечтой народа о лучшей жизни. Гуляющие и катающиеся в лодках барыни и военные, барышни и кавалеры, гарцующие на конях наездники, няньки и кормилицы с детишками, водоноски и женщины, доящие коров – вот те разнообразные типы мелкой дымковской пластики. Большинство из них – это уличные типы, отражавшие внимание сельских жителей к миру господ. Выразительные, преувеличенно утрированные приметы, узнаваемые по времени детали костюмы придают образам яркую индивидуальность. Это типы-характеры, конкретные и в то же время собирательные образы.
Часть фигурок – вариации фарфоровой пластики, о чем свидетельствуют подставки-основания и побелка в подражание фарфору. Но сторонние влияния подчинены народному мировосприятию и эстетическим нормам. Образы метки, как народный язык, характеристика ярка и выразительна, типичное всегда подчеркнуто, гиперболизировано.
«Все дела и занятия дымковские персонажи совершают со значительностью и серьезной сосредоточенностью, как ритуал. И эта кукольная важность комична и забавна».
Дымковскую игрушку лепят из красной глины, собранной на отмелях Вятки и смешанной с чистым речным песком, потому она не садится. Лепят игрушку из отдельных деталей, сначала крупных, потом более мелких, примазывая их мокрой тряпкой.
Так дымковская игрушка приобретает округлость форм, плавность линий и гладкость поверхности. После сушки и обжига в русской печи красную игрушку белят мелом, разведенным на молоке. Оно, скисая, образует казеиновую пленку, закрепляющую поверхность мела. После этого выполняется роспись яичной темперой самых ярких цветов.
Простые мотивы орнамента – кружки, полоски, клетки, овалы, приобретают разнообразие в большом количестве композиционных схем. Применяются и крупные пятна росписи. Поверх, для большего впечатления ценности, на игрушку накладывают поталь, ромбики сусального золота.
Этот декор и многофигурные сюжетные композиции говорят о нацеленности на вкусы городского населения. Ведь дымковская игрушка – это удивительный сплав народного творчества с городской культурой.
Филимоновская игрушка
Филимоновские свистульки имеют устойчивый круг традиционных сюжетов, выдающий близость их создателей к крестьянской среде. Это женские образы, очеловеченные звери, домашние животные.
«Выразительна пластика филимоновских игрушек. Они устойчивы, но изысканно удлинены».
Причина – в технологии изготовления и свойствах местной глины. Синевато-черная, жирная и тягучая, она позволяет тянуть фигурки из одного куска.
У кукол колокол юбки переходит в стан, завершающийся маленькой головкой в шляпке. Все формы неразрывно связаны. Животные крестьянского хозяйства лепятся из жгута: из одной половины – ноги, из другой – длинная шея с крохотной головкой. Если сделать ее больше, она осядет под собственной тяжестью.
«Кони, козлы, коровы одних пропорций не походят на знакомых с детства домашних любимцев. Диковинное длинношеее животное узнается только по форме ушей и рогов».
В процессе сушки мягкая глина садится, плывет. Форму игрушки приходится не раз править. Так игрушки вытягиваются еще больше. При обжиге темная глина приобретает бело-розовый цвет, ее не надо белить. Завершает отделку роспись яркими анилиновыми красками, среди которых главные – желтая, красная, синяя.
Узнаваемость филимоновской игрушке придает свободная скоропись архаичного декора. Это ритмичная радужно-яркая полоска, круги-солнышки, елочки, кресты, треугольники.
Каргопольская игрушка
Каргопольская игрушка -искусство чисто крестьянское. Классика этого вида – изделия жителей нескольких деревень близ города Каргополя на юге Архангельской области. Самая известная из них – Гринево. Ныне она исчезла. Именно в этой деревушке жили И.В.Дружинин и У.И.Бабкина – прославленные гончары и игрушечники.
Дети со всей округи забавлялись их «бобками» (так принято здесь называть игрушки) – куколками и утушками, купленными на базаре за копейки. А в 30-е годы потянулись сюда музейщики и коллекционеры не только из Архангельска и Вологды, но и из столичных городов.
Свистульки в образе оленя, коня, утицы, козла, барана выполнены в обобщенном статичном виде, сходном с другими центрами игрушки. Это мифологизированные образы, олицетворяющие силы плодородия.
Домашние животные имеют узнаваемый облик и характеры. Напоминающие лаек собаки именно той породы, которая чаще других встречается в Каргополе. Они участвуют в жизни человека, ходят на охоту, нападают на медведя, преданно машут хвостом, играя с мячиком.
Но лепили каргопольские мастера и сказочных существ.
Здесь и Полкан – русский кентавр, и страшные черти, и четырехлапые существа с бородатой личиной, и загадочные с крючковатым клювом хищные птицы, действующие как люди, и другие очеловеченные звери.
Сюжеты каргопольских игрушек, изображающих человека, удивительно разнообразны. Но чем бы не занимались их герои – это узнаваемый быт и типичные характеры северной деревни, мало менявшиеся на протяжении веков: охотники, хозяйки, подающие пироги, гармонисты, сельчане на санках.
Из редких сюжетов можно назвать изображения бражников, пирующих на пароходе, мужчин и женщин, стирающих белье, и даже – покойников в гробу.
Петровская игрушка
Петровская глиняная игрушка-свистулька – один из древнейших духовых инструментов. Главное ее отличие – зеленовато-бурый цвет.
Устроена она достаточно просто. В глиняном изображении человека или просто яйце делается полость, в которую вдувается воздух. На пути воздушной струи под определенным углом расположен рассекатель. На нем-то и возникает первая вибрация, которая усиливается полостью свистульки и ею же сглаживается. Дополнительные отверстия в корпусе игрушки предназначены для изменения высоты звука.
Орнамент свистульки достаточно сдержанный — «елочки», вертикальные вмятинки, точки. А вот сюжетный ряд вобрал в себя все традиционные типы: конь, петух, олень, лось, баран, гусь, козел, медведь, собака, мужики с гармонями и балалайками, бабы с детьми и скоморохи.
Романовская игрушка
Игра на свистульках – явление глубоко традиционное. В Древней Руси она была неотъемлемой частью различных обрядов и народных игрищ. В Липецке свистульки, имеющие четыре звуковых отверстия, активно использовались в крестьянском быту не только как игрушка, но и как музыкальный инструмент вплоть до первой четверти XX века.
Первая коллекция романовской игрушки была собрана в начале XX века Петровским обществом распространения научных и практических знаний в Липецке.
В его отчетах говорится: «В селе Романово Липецкого уезда исстари существует кустарный гончарный промысел, и в музее положено начало составлению коллекции глиняных игрушек, работы этих кустарей. Игрушки эти очень разнообразны, некоторые работаются по старинным формам, но в последнее время старина заменяется новыми формами, конечно, соответствующим переживаемым интересам…»
Сперва романовская игрушка была близка петровской – своим поливным украшением. Но уже в первой половине XIX века оно отходит на второй план, уступая место яркой, раскрашенной масляными и анилиновыми красками игрушке.
Лепятся новые сюжеты: офицеры в парадных мундирах, нарядные дамы, гуляющие парочки, богатые выезды в колясках и каретах и даже паровоз. Следуя моде того времени, вбирая в себя стиль светской городской жизни, игрушка постепенно становится отражением целой эпохи.
В 30-х годах XX века промысел постепенно угасал. Перестали делать большие куклы, которые раньше готовили к Егорьевской ярмарке в Липецке. Делали лишь свистульки. Со временем и они исчезли.
Лишь к концу века промысел восстановили. И даже в наши дни есть у кого поучиться старинной технике.
Читайте наши статьи на Дзен