Гражданский брак: как к нему на самом деле относится РПЦ
Официально гражданским или светским браком называют союз, который зарегистрирован в ЗАГСе, но при этом не освящен в церкви. Однако в России это понятие также распространяется на обычное сожительство мужчины и женщины, которые испытывают друг к другу чувства, но при этом не скрепляют свои отношения в правовом поле.
Например, глава патриаршей Комиссии по делам семьи протоиерей Димитрий Смирнов на встрече участников православного сообщества «OrthodoxBRO» высказал следующее мнение. По сути, он сравнил женщин, живущих в гражданском браке, с блудницами: «У нас женщины сами не понимают, что такое брак. Неохота сказать, что «я бесплатная проститутка», поэтому говорят: у меня гражданский брак. Здрасьте! Да нет, ты просто бесплатно оказываешь услуги — и всё, а так тебя никто за жену не считает».
Попытаемся разобраться, что имел в виду священнослужитель и является ли эта позиция официальной со стороны Церкви или это личное мнение протоиерея Смирнова.
Брак в ЗАГСе – перед государством, но не перед Богом
После революции большевики-богоборцы, ломая все «старое», ввели практику государственной регистрации брака. От печати в паспорте суть дела не менялась – венчания не было, а значит, не было и христианского союза между мужчиной и женщиной. Они становились мужем и женой в глазах других советских людей и советского государства, но не в глазах Бога.
Как могла относиться к этому Церковь? Отрицательно. Однако Церковь не существовала в вакууме, отдельно от народа, и была вынуждена в советское время и даже позже признавать подобную регистрацию брака в том смысле, что прихожане – мужчина и женщина состоят в союзе, узаконенном государством.
Как пишет протоиерей Андрей Ефанов, Церковь и сейчас признает брак, оформленный в ЗАГСе, однако нормой по-прежнему считает венчание мужчины и женщины. В том случае если подобный брак зарегистрирован до воцерковления людей, то священник допускает супругов до евхаристии. Кстати, именно такой государственный брак Церковь называет гражданским, то есть гражданской регистрацией матримониального состояния людей.
Сожительство – блуд и грех
Случаи, когда мужчина и женщина безо всяких обязательств живут друг с другом и имеют детей, независимо от длительности отношений и любви между ними, Церковь классифицирует не иначе как блуд и грех, а сожительствующих как блудников и грешников.
Подобный тип отношений возник во второй половине XIX века, стал нормой в СССР и причиной множества несчастий для женщин и детей. Ведь мужчина в данной ситуации пользуется всеми правами «супруга», но не несет перед женщиной и своими детьми никаких обязательств ни перед Богом, ни перед государством. При конфликте интересов женщине приходится доказывать в суде отцовство и свои права на имущество или алименты.
Мужчина в любой момент может покинуть свою «супругу» или же выгнать ее. Для безответственного человека такой подход весьма удобен.
Священник Андрей Ефанов указывает, что Русская православная церковь называет подобный «брак» блудным сожительством, в котором оба – и мужчина, и женщина — впали в грех. До церковного обряда причастия такие люди допускаются лишь в тех случаях, если они вступили в отношения до воцерковления или если один из них хочет исправить ситуацию, зарегистрировать брак в ЗАГСе и венчаться, а второй – неверующий, этому противиться.
Церковь стоит на позиции Христа
«Как же так? – спрашивают иногда люди, живущие в гражданском браке, – ведь мы же живем в любви и согласии? Неужели церкви так трудно признать наши отношения?»
Священники отвечают непреклонно: если живёте в любви и согласии, тогда вообще не должно быть никаких препятствий к официальной регистрации брака в ЗАГСе и к венчанию. Хотя на самом деле, стоит в подобной семье поднять этот вопрос (обычно это делает женщина, как наименее защищенный партнер), как и любовь, и согласие могут враз исчезнуть, а вместо них вылезут самые что ни на есть шкурные интересы.
О гражданском браке-сожительстве есть немало упоминаний в официальных церковных документах. Например, в принятом в 2015 году документе «Об участии верных в Евхаристии» говорится прямо, что подобное сожительство греховно, а повсеместное распространение этого явления не только противно «замыслу Божию о человеке», но опасно для института брака, и потому не может получить признания со стороны Церкви.
Священник Святослав Шевченко указывает, что в Священном писании Христос даже вожделенный взгляд, брошенный на другую женщину, приравнивает к прелюбодейству. Что же касается сожительства, то оно тем более считается прелюбодеянием, какие бы чувства люди друг к другу не испытывали.
Церковь, учрежденная Богом, не может и не должна «прогибаться под мир». Брак, с Её точки зрения, – это венчанный союз мужчины и женщины. Шаг влево или вправо невозможен. И если сегодня блуд приравнять к браку, то следующими шагами станет признание нормой однополых браков или сожительства людей с домашними питомцами. На такой шаг Православная церковь никогда не пойдет, а будет стоять исключительно на своей позиции – позиции Христа.
Читайте наши статьи на Дзен