Почему на Руси не все могли носить нож
Нож был неотъемлемым атрибутом одежды на Руси. Он сопровождал русского человека практически от колыбели до могилы. Его использовали как оружие, инструмент и орудие труда. Однако, несмотря на такую, казалось бы, повсеместность ножа, носить его могли далеко не все.
Атрибут свободы
В те далекие времена ценностью являлась жизнь только свободного человека, и именно поэтому холопам, рабам и пленным, в ту пору именовавшимися полонянами, подобная привилегия не предоставлялась. Помимо того, изготовляемый из добротного металла достаточно дорогой поясной нож зависимые люди позволить себе не могли, в их распоряжении были лишь образцы, выполненные из низкокачественного сырья, которые применялись в хозяйстве, а не для самообороны.
Поясной нож
Поясные ножи, которые в некоторых источниках именуется запоясными, весьма неплохо изучены специалистами, поскольку они с завидным постоянством обнаруживаются при археологических раскопках в Московской, Новгородской и других областях центральной России. Данный факт лишний раз подтверждает предположение о широком распространении на Руси ножей данного типа.
То, что из-под слоя исторической пыли извлечены именно поясные ножи, археолог Павел Савваитов понимал по внешнему виду и параметрам находок. Среднестатистический нож подобного рода имел длину 15—22 см, из которой обоюдоострый клинок составлял 5—12 см при ширине 1,4—2 см и толщине 0,6 см. По форме он напоминал копье, и поэтому при нанесении удара противнику раньше отдавали предпочтение не режуще-рубящим, а колющим ударам. При этом, чтобы кисть случайно не сползла с рукояти, на лезвии имелась специальная небольшая крестовина. Рукоять запоясного ножа, которая могла быть как всадной, так и выполненной методом пластинчатого монтажа, имела 10-сантиметровую длину и иногда увенчивалась заостренным навершием, делавшим это оружие еще более травмоопасным.
По утверждению составителя книги «Холодное оружие России: полная энциклопедия» Виктора Шункова, подвешивавшийся к поясу через специальный крючок ножен запоясной нож, помимо боевых функций, мог выполнять и бытовые. Только во втором случае они назывались полевыми запоясными ножами, имели одностороннее, но более широкое и толстое лезвие, и применялись в качестве рабочего инструмента.
В свою очередь ученые-археологи Артемий Арциховский и Анатолий Кирпичников склоняются к версии, что запоясные ножи не служили боевым оружием, а несли на себе исключительно мирную многоцелевую миссию, помогая хозяевам в разных делах — от нарезки хлеба до прочих хозяйственных надобностей.
Правила ношения
Свободные люди, не расстававшиеся с запоясным ножом, обычно открыто демонстрировали его при свершении каких-либо обрядов, на праздниках и во время охоты, в то время как в будни было принято носить его скрытно. Правши обычно помещали его у печени, потому что в таком положении хозяин мог быстро вынуть его в нужный момент, а также следить, чтобы никто этого не сделал вместо него. Носить нож за поясом был обязан каждый, кто состоял в мужских артелях и объединениях, в них же регламентировались правила ношения и применения этого холодного оружия.
Суеверие в отместку
Рождавшиеся в среде простолюдинов суеверия не обошли стороной и запоясный нож, который холопы, смерды и челядинцы из-за запрета на ношение превратили в предмет, обладающий негативной магической энергией. Часто использовавший в боевых схватках нож стал ассоциироваться с кровью, убийствами, превратившись в символ войны. Кроме того, в крестьянской среде укоренилась мысль, что он, являясь воплощением злых сил, притягивает несчастья и бедствия. Именно отсюда и берет начало русская примета, не рекомендующая преподносить нож в подарок. В то же время свободные люди, имевшие право на ношение ножей, считали его средоточием доброй волшебной силы, защищавшей их от козней колдунов. Именной нож на Руси старались не отдавать в чужие руки, на нем произносили клятвы, его дарили женихи невестам и клали рядом с усопшим при погребении. Неподвластный никому мужчина, выходя из дому, должен был обязательно прихватить с собой поясной нож, который был олицетворением его чести достоинства.
Читайте наши статьи на Дзен