Традиция

Князь Владимир: почему крестителя Руси похоронили по языческому обряду

Автор: Кириллица  |  2020-04-29 10:45:20

В биографии святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси, за давностью лет и скудостью источников, есть много неясного. В числе таких странностей, не имеющих единодушного объяснения, находится и странный обряд его похорон, как он описан в летописях.

Погребение в сенях

Конечно, везде можно прочесть, что тело князя Владимира покоится в саркофаге в основанной им Десятинной церкви. Но это уже как бы повторное его погребение. А первоначально его похоронили в сенях княжеского дома в Берестове!

Вот как по летописям описывает Карамзин эту процедуру: «Ночью выломали пол в сенях, завернули тело в ковёр, спустили вниз по верёвкам и отвезли в храм Богоматери». Карамзин объяснял это тем, что придворные не хотели придать огласке смерть князя прежде, чем его сын Борис, находившийся в походе на печенегов, возвратится в Киев. Они-де опасались, что другой сын, Святополк, узнав о кончине отца, быстро примчится в Киев, чтобы захватить престол.

Но это известие явно опровергается другими, тоже летописными. Святополка – старшего из своих живых сыновей – Владимир незадолго до этого лишил права на наследование великокняжеского престола и даже посадил в тюрьму. Однако самый факт, что к моменту кончины Владимира он был свободным, показывает, что отец простил ему его вину. Кроме того, кончину Владимира совершенно не удалось удержать в тайне, и Святополк вокняжился в Киеве с явного согласия и сочувствия если не всего народа, то какой-то его части. А главное – его младший брат Борис безоговорочно признал права Святополка.

Так что если первичные похороны Владимира в сенях и были политическим ухищрением, то каким-то очень уж странным и, главное, бесполезным.

Дух домохозяина должен охранять дом и его обитателей

Однако описанное действие – разламывание пола в сенях и опускание покойника в образовавшийся подпол – в точности повторяет древний славянский погребальный обряд, очень распространённый в языческие времена. Про него пишет чешский славист Любор Нидерле в своём знаменитом труде «Славянские древности».

Часто встречается заблуждение, что языческие славянские похороны – это сожжение в ладье с обильными жертвоприношениями (включая человеческие), которое подробно описал арабский путешественник ибн-Фадлан, видевший такие похороны в Волжской Булгарии в 922 году. Однако ибн-Фадлан описывал похороны знатного руса! А русы и славяне – исходно не одно и то же. Причём русы, правившие в Киеве, ещё до конца 10 века полностью ославянились, поскольку их князья стали носить славянские имена: Святослав, Ярополк, Владимир...

Древнейшим погребальным обычаем славян (как и многих индоевропейских народов) было захоронение покойника, если это был глава семьи, в самом доме. Точнее, под домом. Считалось, что таким образом на доме и его обитателях постоянно пребудет покровительство умершего великого предка.

При этом ни в коем случае не полагалось выносить покойника из сеней, так как вместе с телом его дух покинет дом и может обратно уже не зайти. Чтобы сохранить дух умершего в доме навсегда делался пролом в полу сеней, под которым выкапывалась яма, куда и опускалось тело усопшего.

Почему могила делалась именно в сенях, а не под жилыми помещениями – догадаться тоже нетрудно. Дело не в каких-то гигиенических воззрениях древних славян, а в поверье, что дух домохозяина тем самым надёжнее охранит жилище. Сени, наряду с очагом, были одним из сакральных мест в доме.

Языческо-христианское двоеверие

Нидерле пишет, что «древний обычай хоронить мёртвых возле дома или в самом доме у славян исчез в конце языческого периода; свидетельств этого обычая, по крайней мере, археологических, мало». Однако ни один обряд, как правило, не исчезает сразу и полностью, он обычно трансформируется во что-то другое. Прекращение постоянных погребений под сенями у славян было вызвано распространением христианства и взаимным компромиссом двух религиозных традиций. Обязательно следовало воздать должное обычаям предков. И ни в коем случае не выносить покойника из сеней!

Прежде, чем окончательно похоронить князя Владимира по-христиански, его сначала похоронили в привычных русских традициях. Его захоронение под сенями было временным, символическим. Более того, после принятия христианства символическое соблюдение старого погребального обряда должно было на какое-то время приобрести у славян особое значение. Ведь прежние языческие боги никуда не делись. Согласно новым, христианским воззрениям, они заняли место «демонов». А их надлежало умилостивить, а то мало ли что... Все суеверные жесты, которые мы и по сей день повторяем, часто не задумываясь – плевки через плечо, стук по дереву и т.д. – имеют в своей основе такую же попытку задобрить нечистую силу.

Так что князя Владимира похоронили дважды – сначала по языческому обряду, потом по христианскому. Одно другому не противоречило. Это явление, названное историками «двоеверием», вплоть до Батыева нашествия определяло культуру русских. И после Владимира, например, до 12 века включительно, многих русских князей клали в могилу в санях – ещё один пережиток языческих культов.

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий необходимо
  1. 2020-07-17 07:46:08
    Виталий Уткин
    На юг русских земель идеи Иисуса Христа о любви — проникли впервые уже через проповеди Апостола Андрея. Они массово принимали крещение от этого Личного Ученика Христа.Вторым “крестителем” жителей Руси был князь Аскольд. Он принял крещение у греков и окрестил в их иудейско-греческую веру какое-то количество человек.Но позже события разворачивались так:В Киеве стали править преемники скандинавского варяга-завоевателя Рюрика: опекун его сына Игоря — Олег, потом сам Игорь, после его гибели — вдова Игоря Ольга. Это была семья крайне жестоких, коварных, агрессивных и алчных правителей. Имея сильную боевую дружину из лишённых каких-либо человеколюбивых свойств подонков, любимым занятием которых были убийства и грабежи, они предпринимали постоянные грабительские набеги на своих соседей.После гибели Олега и затем Игоря дружину возглавила Ольга, которая проявила ещё большие коварство и жестокость: под её предводительством дружина уже не только убивала людей ради грабежа, но изощрённо уничтожала мирных послов от соседей, а также захваченных мирных жителей, закапывая их живьём или заживо сжигая.Позднее она приняла крещение в Константинополе, но это, по понятным нам теперь причинам, никак не повлияло на её нрав и поведение.Этот же нрав перенял и сын Игоря и Ольги — Святослав. Он выбирал среди своих соседей очередную жертву, объявлял нагло через посланника: “Хочу на вас идти!” — и вот уже его беспощадная дружина убивала с целью грабежа и просто ради забавы тысячи людей.После Святослава княжить стал его сын Владимир — главный “креститель” Руси.Повзрослев, он тоже, как и его предки, стал кровожадным грабителем. И тоже, по примеру бабушки, принял крещение у греков.Познакомившись с тем, как действует церковь в Византии и увидев, какую выгоду такая постановка дела запугиванием адом может принести ему лично в порабощении и ограблении собственных подданных и соседей, Владимир принимает решение “ок­рес­тить Русь” в веру той дико извращённой псевдохристианской секты, которая существовала к тому времени в восточном осколке распадавшейся Римской империи. Ведь “пре­и­му­щест­ва” новой веры для злодея-правителя были явными: с её помощью можно было полностью подавить свободомыслие людей, “принизить”, “при­­да­вить” их, подчинить их волю себе через посредство “священников”.*** ИЗ ДАВНЕЙ РУССКОЙ ИСТОРИИ.Уже переведённый на славянский письменный язык Новый Завет сформировавшаяся на Руси церковь вовсе не спешила преподнести верующим в качестве учебника жизни. Напротив, под тем предлогом, что “миряне” могут его неправильно истолковать, он многие века скрывался от народа и был доступен только попам и их начальникам. А за “самовольное” его чтение людей убивали.Вместо Христовой проповеди нежной любви и смиренномудрия, непрестанных личных усилий по самосовершенствованию и помощи другим — это “христианство” принесло на Русь жестокость и насилие, уничтожение всех добрых духовных традиций древнего славянства.Недовольных же деятельностью этой секты и не соглашавшихся войти в полное повиновение к ней стали именовать “сектантами” (аналог западных “еретиков”). Их истязали огнём, поднимали на дыбу, сжигали заживо, сажали на кол.Массовые расправы над “сектантами” и “раскольниками-старообрядцами” вершились на протяжении веков, усилившись особенно к рубежу XX века. Тех, кто сомневались в истинности такого “христианства”, отлавливали и заключали в созданные в монастырях тюрьмы — без суда, лишь на основании подозрений. Там их, по примеру византийской инквизиции, пытали огнём и дыбой, ломали им бёдра, делая калеками и обрекая на страшные мучения, сжигали на кострах (хотя и не публично). “Раскольникам” массово отрубали правые руки — чтоб не писа́ли. И вырывали языки — чтоб не проповедововали.При этом русские инквизиторы прямо ссылались на положительный опыт своих византийских коллег в поддержании стабильности своей веры.Даже в ту эпоху, когда во всей остальной Европе инквизиция уже была упразднена, русская инквизиция продолжала — в государственном масштабе и силами государственных “силовых структур” — охоту за “сектантами”, т.е. за теми людьми, которые понимали христианство иначе.Массовые расправы над “сектантами” и “раскольниками” продолжались вплоть до 1917 года. Вся страна в ту пору была наполнена сыщиками, которые выискивали жертв. Имущество жертв конфисковывалось и передавалось частично доносчикам. А жертв пытали, в т.ч. медленно “коптили” над кострами, сжигали в специально построенных срубах, или оставляли умирать, подвесив на крюках, воткнутых под рёбра.От попов “кормились” и полицейские, и разные чиновники, и градоначальники. А попы вытягивали из народа деньги и “натуру” — за “отмаливание грехов”, за разные “требы”…Стоило кому-то перестать ходить по воскресениям в церковь — это сразу становилось для попов и всех их прислужников сигналом опасности для их благополучия. Такие люди сразу подвергались или полицейским репрессиям, или на них попами натравливали банды “верных”. Описаны случаи массовых убийств семей “сектантов” толпами таких “верных”.Попы были превращены — специальными указами правительства — в полицейских сыщиков: они были именно обязаны доносить в полицию обо всём том, что им рассказывали прихожане на исповедях.“Совращение из православия” преследовалось в уголовном порядке.Браки людей, не венчавшихся в православной церкви, считались юридически незаконными. Детей у таких родителей насильно отбирали, в том числе, у целых общин иноверцев. Эти дети на всю жизнь получали “клеймо” “ублюдков” (“незаконнорождённых”) и лишались всяких прав, даже права иметь родителей.Издевательства доходили до того, что даже хоронить умерших “раскольников” не разрешали “на земле православной России”. К трупам приставляли специальный полицейский караул — и тела неделями гнили, не будучи закопанными.Попы именно заставляли народ пьянствовать. Пьянствовали и “монахи”. Если же кто не пьянствовал — то это тоже квалифицировалось как “сектантство”, и такого человека объявляли врагом, на него напускали полицию.С.М.Соловьёв описывает русскую действительность тех времён так: “Ни у немцев, ни у остальных славян, нигде на свете, кроме одной русской державы, не видно такого гнусного пьянства: по улицам в грязи валяются мужчины и женщины, миряне и духовные, и многие от пьянства умирают”.Англичанин Ричард Ченслер, посетивший Россию, описывает свои впечатления о православном духовенстве так: “Что касается разврата и пьянства, то нет в мире ничего подобного (этому), да и по вымогательствам это — самые отвратительные люди под солнцем”.… Те страшные события русской истории породили многих героев-мучеников — истинных христиан, предпочетших пытки и смерть тому, чтобы принять — даже хотя бы чисто внешне — такую “веру”.В частности, описаны такие случаи: когда православные солдаты или казаки окружали поселение “сектантов”, и тех ждали долгие пытки и затем сожжение живьём, обречённые люди сами разводили костры и целыми семьями входили в них…“Какие апостолы учили так? Не знаю. Мой Христос не приказал нашим апостолам так учить, еже бы огнём, да кнутом, да виселицей в веру приводить!”, — так писал протопоп Аввакум, затем сожжённый заживо вместе с его сподвижниками.Восставали и некоторые другие священнослужители, например, исихасты Нил Сорский и Максим Грек, попытавшиеся создать среди попов и монахов движение “нестяжателей”. Они выступили против кровавых злодеяний церкви и паразитизма попов и монахов, пытались вернуть их к Учению Иисуса Христа. Но, в итоге, они и их сторонники тоже были репрессированы церковью: кто сожжён заживо, кто приговорён к пожизненному заключению в монастырских тюрьмах…… Похоже ли всё это хоть в какой-то хоть самой малой мере на христианство? Нет, ни в какой!__ по материалам: ДУХОВНОЕ СЕРДЦЕ - РЕЛИГИЯ ЕДИНСТВА. Владимир Антонов
  2. 2020-05-21 19:01:29
    Сергей Каннуников
    Ув. Автор, к сожалению не уточнил, по какому именно христианскому обряду был вторично похоронен кн.Владимир, крестивший Русь не столько словом Христа милосердного, сколь огнём и мечом (так, по данным белорусских археологов 28% населённых пунктов предков белорусов в эпоху равноапостольного кн. Владимира вообще было выжжено, увы, нашим "князем миротворцем-крестителем" и его славными "головорезами", тем же княжьим родным дядькой...)! И вряд ли это был православный обряд -- при погребении "нашего князя-крестителя Володимера". И, соответственно -- видать, не в православные райские кущи в итоге попал наш усопший князь, по-политикански резво манипулировавший на Святой Руси крайне противоречивыми религиозными реформами: 1-я его неудачная реформа 983-988гг, вспомним, была сугубо Языческая, а 2-я не вполне, как нам видно, удачная реформа -- 990г (но не 988г, как ошибочно считают в РПЦ) -- арианско-христианская... И ещё вспомним, попутно: Владимира причислили к лику православных святых лишь 200 лет спустя его похорон!! -- когда его кроваво-сексуальные деяния народом были крепко забыты (ну а "благодарные потомки" в нонешнее коварно-переходное -- к нео-язычеству? -- время так Ему и вообще неимоверно-колоссальные памятники воздвигают в Московии -- по трудам его тяжким, неподъёмным -- намёк на грядущее Арианство??.). Когда в середине 19 века в Киеве обнаружили беломраморный саркофаг равноапостольного князя Владимира, то все были поражены: владимирский княжий саркофаг был изукрашен Арианскими символами!.. И по приказу из РПЦ саркофаг бедного князя Владимира тут же был так глубоко запрятан, что его до сих пор не могут найти "благодарные ему потомки"... Выходит, Владимира-крестителя похоронили по Арианскому обряду и, соответственно, крестил княже Святую Русь в суть Арианство??!. А коли так, то не удивительны все те кровавые пертурбации, что вот уж 1000 лет регулярно претерпевает наше Русское Православие да РПЦ! А не бунташный ли дух мятежного князя Владимира восстал 1000 лет спустя своих киевских похорон, подвигнув тако же бунташных киевских полян-славян к майданам 2015 года да к кровавым разборкам украинских православных, униатов,католиков и иже в их противостоянии с украинской же РПЦ, из-за церковной собственности и клерикальной меркантильности?!.. Уж больно странно и опасно выглядят эти суровые исторические совпадения да христианские жестокие церковные аномалии, увы -- порочат Дух и Букву высоко духовного учения Христа! При сем СК
  3. 2020-05-16 12:39:09
    Garri Hakobyan
    Разве Иисус не сказал тем кто Его признал при жизни из другого народа ,- Я послан больным овцам Отца моего, вы в том не нуждаетесь, живите своим адатом (Законом предков) и исполняйте мои заповеди и я буду с вами !
Скрыть комментарии
Читайте также:
Рекомендуемые статьи
Рекламные статьи