Пищевые табу донцов: почему казаки не ели зайчатину и конину
Национальные ограничения в пище бывают разного рода. В первую очередь, это традиционные или религиозные запреты на определенные продукты или напитки. Такие запреты могут применяться в отдельные дни года (например, во время поста) или постоянно. Затем идут ограничения для определенных состояний, например, во время беременности. И, наконец, это ограничения, связанные со способом употребления или приготовления ритуальной пищи.
Многие пищевые запреты у донских казаков похожи на те, что были у русских крестьян, однако имелись и специфические особенности.
До первой звезды нельзя
По русскому обычаю запрещалось есть телятину, конину и зайчатину. Такой традиции следовали и казаки. Помимо этого, старообрядцы, которые до XVIII века предпочитали селиться на Дону, не употребляли свинину.. Казаки, как и многие народы, имели достаточно запретов, сопровождавших брак и рождение детей. Молодым на свадебном пиршестве запрещалось прикасаться к яствам и алкогольным напиткам. Женщина в положении не могла использовать битую посуду и кушать рыбу. Считалось, что из-за нарушения этого табу ребенок мог родиться больным или некрасивым.
Яблоки разрешалось есть только после Яблочного Спаса, который праздновался 19 августа, в день Преображения Господня. Исправно соблюдали донские казаки и пост в Рождественский сочельник. Есть запрещалось до первой звезды. Затем вкушалась первая рождественская трапеза – кутья, которая представляла собой зерна, уваренные с медом. Любая другая пища в ночь под Рождество, а также на Крещенье Господне, не дозволялась.
Обрядовая пища
Особое внимание уделялось употреблению и приготовлению ритуальной пищи, относящейся к православным обрядам и культу умерших. На поминках использование ножей и вилок категорически запрещалось, в связи с тем, что острые предметы могли навредить душе покойного. Число блюд на заупокойной тризне обязательно было нечетным, дабы не умер кто-либо еще из близких родственников.
Характер застолья определялся праздником. Например, Масленица требовала обильных угощений, для Нового года и Рождества необходим был наваристый борщ, как символ будущего изобилия, а блюда «родительских» дней церковного календаря были постными.
Гастрономические обычаи были свойственны и другим особым дням. Во время церковных праздников мужчины вместе варили уху, добавляя в нее несколько рюмок водки. Подобным же способом донцы готовили баранину для поминок. Такие традиции происходят из языческих времен, когда совместное приготовление пищи являлось обязательной частью ритуала задабривания богов.
Некоторые связанные с пищей суеверия сегодня объяснить трудно. Например, в пятницу нельзя было варить квас, в четверг не стоило солить сало, а после масленичного пиршества запрещалось убирать стол, объедки оставляли на следующее утро, чтобы скормить скоту.
Читайте наши статьи на Дзен