Три креста «на теле» и новый тельный крест кедровый: как хоронили в Сибири старообрядцев
У староверов «часовенного» обряда, проживающих в Сибири и в Средней Азии всегда были свои собственные обычаи, касающиеся похорон. Главным было, чтобы все делалось «по старинке, без нововведений».
Подготовка
Как пишет в труде «»Смерть ближе рубашки»: похоронная обрядность старообрядцев-часовенных», антрополог Елена Сергеевна Данилко, к смерти у староверов отношение было смиренное. Верующие понимали, что Бог в любой момент может лишить их жизни, и старались жить так, чтобы быть готовыми к смерти в любой момент.
Важное место отводилось подготовке к ней. Умирающего старались исповедовать и причастить, Последнее делалось «наставником» – то есть человеком, исполняющим обязанности священника, с помощью богоявленской воды, взятой накануне Богоявления из реки и освященной со время службы. Поскольку «часовенные» еще в XIX веке перестали принимать в общины беглых священников, то Великая вода у них стала символизировать Кровь Христову, а крохотные частицы Тела Христова до сих пор сохраняются в общинах с давних времен.
О погребальной одежде старообрядцы-старики заботились заранее, шить ее на покойника начинали только в том случае, если смерть человека была случайной – например, он погиб на охоте или на рыбалке. Предпочтение отдавалось натуральному домотканному полотну; одежда на покойника шилась без единого узла.
Обряжание
С момента смерти над покойным начинали читать молитвы, делали это чтецы, которых приглашали. Как правило, это были пожилые люди, владеющие «грамотой».
Обмывали покойника обязательно проточной речной водой, используя для этого особый сосуд из тыквы. Процесс был чисто символический – влажной тряпицей крестообразно проводили по телу покойного, воду выливали обратно в реку, туда же бросали и тыкву, чтобы ее унесло течением.
Делали это специальные люди – обмывальщики. Обычно это были тоже пожилые люди, которые ходили на все похороны. Мужчин обмывали мужчины, женщин – женщины.
В Минусинской котловине покойника трижды обмывали у Енисея, читая при этом Иисусову молитву, а потом обряжали: мужчин в длинную белую рубаху, штаны и пояс. А женщин – в рубаху, сарафан, пояс и головной убор, который состоял из трех покровов: двух платков и «чехлушки».
Старообрядцы Тувы хоронили и мужчин, и женщин в длинных рубахах.
Надевали на шею нательный крест, обязательно новый, его делали из кедра.
Сверху тело заворачивали в саван – материю, сшитую треугольником, которая доходила мертвецу до пят или до колен. Покойника «пеленали», то есть символически связывали его узкой белой лентой, которую продевали мертвецу под голову и трижды опоясывали тело так, чтобы лента а нем образовались «три креста»: на груди, на животе и на бедрах.
Исследователи считают, что эта лента, как и саван, является наиболее архаичным элементом похорон.
Затем покойника клали в избе на лавку головой к иконам, а позже, когда укладывали в гроб, то разворачивали к ним лицом.
Погребение и поминки
До сих пор во многих старообрядческих общинах Сибири, например, в Туве, умерших хоронят в домовине – гробе, выдолбленном из цельного куска дерева. На Урале гроб делают из досок без гвоздей – все делается на деревянных «шипах».
Вместе с мертвецом в гроб раньше укладывали и все его остриженные ногти, собранные при жизни, и волосы, вычесанные гребнем и тоже собранные. Теперь это ушло в прошлое как языческий пережиток. В гроб клали атрибуты старообрядца: особые четки – лестовку и «подручник» – квадратный коврик для молитв.
Иногда в гроб клали старые, истрепанные и уже не нужные четки, и книги, по которым было уже некому молиться.
Могилу в теплое время года старообрядцы копали непосредственно перед погребением. Зимой же в отдаленных скитах, особенно там, где жили монахини, могилы могли готовить заранее, чтобы «не мучаться» в лютые морозы.
На Урале старообрядцы устраивали отдельные кладбища от «мирян».
Любопытно, что место для покойника на кладбище выбиралось не случайно, а было следствием жизни умершего. Тех, кто умер без причастия, грешил, хоронили отдельно от других, в отдалении. Там же покоились те, кто курил табак, попивал или не соблюдал посты.
Родственников, как правило, хоронили рядом, группами, а иногда даже обносили общей оградой. Но ограды и каменные плиты использовались на могилах редко. Старообрядцы верили, что плиты и ограды могут стать препятствием во время воскресения мертвых в Судный день и «поташат душу в ад».
Крест на могилы ставили «с крышей» – чтобы дольше стоял. В верхней части к кресту прикрепляли икону, которая оставалась на нем в течение 40 дней, а потом возвращалась в дом.
Иногда родственники подновляли крест, но чаще о могиле следовало «забыть» после годовщины со дня смерти. Нередко люди, достигнув преклонных лет уже и не помнили, где находится могилы родителей.
Поминальный обед устраивали в день погребения, вернувшись с кладбища. До начала трапезы молились сообща, кадили. Во время трапезы ели кутью из разваренной в меду пшеницы. Затем наступал черед каш, пирогов, окрошки. Примечательно, что у уральцев на поминках никогда не пили чай и не ели картофель.
Яства за поминальной трапезой подавались в больших чашках, из каждой ели по несколько человек. Обязательно на столе стоял хлеб с солью и с водой. Пекли и блины, варили уху или запекали рыбу. Блины и пироги при поедании следовало резать крест-накрест.
Затем раздавали милостыню, благодарили всех, кто помогал в погребении – одаривали материей, полотенцами, одеждой. В том случае, если хоронили некрещеного младенца, родители были обязаны подать тайную милостыню сорока разным людям. В милостыню включались не только деньги или еда, но и нательные кресты, рубашки, пояски. В милостыню вкладывали записку с именем человека, за которого просили в благодарность помолиться.
Покойного поминали на 3-й, 9-й и 40-й дни. Наиболее значимыми поминками считались «сорочины», когда душа окончательно покидала землю. Через год могилу умершего посещать переставали и поминали его либо на годины, либо во вторник Антипасхи.
Читайте наши статьи на Дзен