Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2014-02-10 20:22:17

Едем в Городец

Городец – удивительный и сказочный городок.»Таких самобытных, ярких и запоминающихся мест почти не встретишь у нас. Чистые улицы, аккуратные разноцветные домики с веселыми наличниками, гостеприимные магазинчики». Кажется, простая прогулка по этому городу вызывает радость и умиротворение. А если еще и полакомиться знаменитым пряником…

МУЗЕЙ ПРЯНИКА

Само здание музея похоже на богато украшенный сахарной глазурью пряник. Внутри, на музейных витринах, все восемь с половиной веков истории Городца в съедобном виде.

Каменные доски для печатных пряников с клинописными надписями,окаменевший Городецкий пряник середины XVII века, пряничные доски и скалки. Посетители не только узнают всю историю промысла, увидят старинные образцы и «орудия труда», но и смогут купить современные — но «на старый лад» — пряничные доски.

Правда, отведать сам пряник в музее не удастся. Но в любом сувенирном магазине города вы сможете найти десятки видов любимого городецкого лакомства — в городе до сих пор работает «пряничная фабрика».

Удивительно, но любимо «городецкое лакомство»  было во все века и всеми сословиями. Известно, что Иван Васильевич городецкие пряники любил больше тульских и вяземских, которых тогда еще и в помине не было.

А в самом конце девятнадцатого века Городецкие купцы-старообрядцы поднесли на память семье Николая Второго, путешествовавшего по Волге, пряник весом в полтора пуда.

МУЗЕЙ САМОВАРОВ

Неподалеку от музея пряников находится музей самоваров.

В нем четыре сотни сверкающих полированной медью, латунью, мельхиором и серебром Иванов Ивановичей. Такого количества самоваров нет и в самой Туле. Есть самовары из Персии, из Китая. Есть даже курьезный самовар, подаренный по случаю заключения Тильзитского мира Александром Бонапарту. Вместо воды в него заливается шампанское, а вместо щепок или шишек – колотый лед.

В музее можно увидеть авторскую копию путевого самовара, поднесенного императрице Екатерине II механиком Кулибиным во время ее визита в Нижний. Самовар не только греет воду, но и показывает дату чаепития по солнечному и лунному календарям, во время закипания играет марш гвардейцев-преображенцев. А еще он оснащен астролябией, точным хронометром, пружинами для уменьшения последствий морской и дорожной качки и хитроумным приспособлением для стряхивания последней капли из самоварного крана в чайную чашку.

Есть огромные многоведерные самовары, есть крошечные, буквально на одну рюмку чая, есть самовар для левшей, у которого краник открывается против часовой стрелки, есть самовар для семей, проживших в браке больше десяти или пятнадцати лет – у него два краника и они повернуты друг относительно друга на сто восемьдесят градусов. Возле мужского краника гравирована надпись «Ты знаешь, почему я молчу?!». Мужской краник отличается еще и тем, что к его ручке припаяна миниатюрная корона, а на женском такой короны нет, но есть скалка и чугунная сковородка».

ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ

В XIX и начале XX века городецкая роспись была живописью, то есть предметом искусства, а не только ремесла. По цветовому решению и декоративности работы городецких мастеров напоминали полотна Матисса. Мастера писали чистыми насыщенными красками, свободными мазками и без предварительного рисунка.

Сочетания цветов были на редкость гармоничны. Своеобразны сюжеты и приемы изображения коней, птиц, людей. Детское, чистое восприятия мира являлось основой росписи. Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами.

Там, где позволяет сюжет, мастер охотно пользуется мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями. Любимые фоны — ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита.

Удивительно, но традиции народной росписи живы и сейчас. Действует фабрика городецкой росписи, где можно не только купить традиционный сувенир, но и увидеть весь процесс «рождения чуда» — городецкого расписного изделия.

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

 В краеведческом музее Городца экспонатов хватило бы на десяток провинциальных музеев. Причем, в отличие от большинства маленьких музеев, здесь можно полюбоваться не только на однотипные археологические находки, рога и бивни, но и увидеть удивительные работы городецких резчиков, старинные шлемы, костюмы, фрагменты старинной домовой резьбы. В музее есть даже целый зал, посвященный старообрядчеству.

ГОРОДЕЦКОЕ ДЕРЕВЯННОЕ КРУЖЕВО

Богатейшее резное узорочье — характерная черта Городца. Именно она и принесла славу маленькому городу. «Руки талантливых резчиков выдалбливали самые разнообразные фигурки на фронтонах зданий, на причалах и карнизах домов, и резьба не повторяется, на каждом доме она имеет свой сюжет».

Узорами глухой резьбы покрывались окна, наличники, ворота. Во многих деревнях городецкого района почти все дома были украшены глухой резьбой, словно тонким кружевом.

«Сегодня избы, украшенные городецкой резьбой, кажутся сказочными теремами. Здешняя домовая резьба многочисленна и богата на сюжеты. Интересен на наличниках образ фараонки-берегини: тело посередине разделено надвое простирающимися налево и направо двумя хвостами (двойная ртуть). Она крылата и держит в руках предметы, о назначении которых остаётся лишь догадываться».

«Мастера прошлого, частично известные, но в большинстве безымянные, оставили нам в наследство огромное богатство – прекрасные образцы «глухой» домовой резьбы, пряничной контррельефной и контурной резьбы, которой можно и нужно не только любоваться, но и изучать, сохранять и развивать. Это народное искусство – уникальная ценность Городецкой земли».

Анастасия Некрасова

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: