Традиция

Чем празднование Пасхи у старообрядцев отличается от празднования в Русской православной церкви

Автор: Ольга Ельникова  |  2020-04-20 12:18:05

В мире насчитывается множество христианских церквей и сект, каждая из которых имеет собственные уникальные традиции. Особый интерес представляют обычаи старообрядческой церкви, ведущие свое происхождение от традиций, возникших еще в Древней Руси, задолго до церковной реформы Никона и преобразований Петра I. Старообрядцы считают себя «самыми правильными православными», а прихожан РПЦ именуют «никонианами». У них те же догматы, молитвы, такие же храмы, те же праздники, что и у никониан. Те же, но все-таки, несколько иные.

Кто такие старообрядцы

Старообрядцами называют последователей религиозных течений, не признающих церковной реформы, предпринятой патриархом Никоном в 1650-60 годах. Реформа стала причиной Раскола, разделившего русскую церковь и все общество в целом на две враждующие части. Одни приняли реформы Никона, другие отказались это сделать, предпочитая гонения и даже смерть нововведениям, которые подчас носили совершенно формальный характер («двоеперстие» против «троеперстия», написание «Исус» против «Иисус», форма креста, порядок выполнения земных поклонов и т.п.). В целом, опираясь на труды таких историков церкви, как С. Лазарев, митрополит Макарий и С. Зеньковский, можно сделать вывод, что обе стороны проявили много пыла, доходящего до фанатизма и крайне малую способность услышать аргументы друг друга и хоть в чем-то пойти на компромисс.

Приверженцы «старого обряда» именовались «раскольниками» и преследовались вплоть до XIX века. Святейший Синод в соответствии с распоряжением, данным Николаем II принял в 1905 году указ «Об укреплении начал веротерпимости», который повелевал отныне именовать раскольников старообрядцами и позволял им беспрепятственно отправлять свои обряды. В 1971 году решением Поместного собора Русской православной церкви состоялось снятие «клятв» (проклятий) относящихся к старым обрядам, которыми сторонники и противники реформ Никона обменялись еще 300 лет назад. Но к восстановлению молитвенного общения двух церквей это не привело. Взаимная вражда исчезла, уступив место мирному сосуществованию.

В настоящее время среди сторонников старого обряда существует множество течений (поповцы, беспоповцы, единоверцы и другие). Крупнейшее религиозное объединение староверов на сегодня – Русская православная старообрядческая церковь.

Как старообрядцы празднуют Пасху?

В целом празднование Воскресения Христова у последователей РПЦ и РПСЦ сходно: по одним и тем же правилам высчитывается день Пасхи, так же праздник предваряется сорокадневным постом, главным богослужением и там и там является пасхальная всенощная, верующие обеих церквей разговляются куличами, творожными пасхами и крашеными яйцами.

Но есть ряд отличий.

Крестный ход. Православные обеих церквей знают, что движение вокруг храма с хоругвями и иконами, с пением праздничных тропарей олицетворяет собой путь жен-мироносиц, пришедших ко Гробу Господню еще до рассвета, и нашедших гробницу пустой. Но если последователи «нового обряда» ходят «противосолонь» (против часовой стрелки), то староверы – непременно «посолонь» (по часовой стрелке), идя за «Христом-солнцем».

Чин Богослужения. Тут тоже есть тонкие отличия, подчас, заметные только знатоку. Никон в свое время распорядился внести в Богослужебные тексты некоторые поправки и редактуру, с целью упорядочить написание или поправить неточности, возникшие в результате многолетней традиции рукописного изготовления книг. Староверы эти нововведения не приняли. Служба в их храмах идет по Старообрядческой Триоди (так называется Богослужебные книги, покрывающие круг подвижных праздников). Они сохранили, в частности, «сугубую аллилуйю» (то есть, произнесение дважды), отвергнув троекратное произнесение «аллилуйя». Не используются в старообрядческом Богослужении акафисты, поскольку эти тексты были написаны уже после реформы. Крестные знамения совершаются только двуперстно, поклоны – только земные, и совершаются они строго по уставу, всеми молящимися одновременно. Эти особенности описаны во многих этнографических исследованиях, посвященных староверам, в частности, в труде И. Абрамова «Старообрядцы на Вятке».

Пение. В храмах Русской православной старообрядческой церкви принят только унисонный знаменный распев, в то время, как в храмах РПЦ поют партесным (то есть многоголосым) пением. Знаменный распев характерен своим строгим, аскетическим звучанием. Партесное пение звучит очень красиво, но на взгляд старовера слишком «концертно», слишком «как в опере». Известный собиратель и исполнитель старинных русских песнопений, руководитель ансамбля духовной музыки «Сирин» Андрей Котов говорит об этом в интервью порталу «Православие. ru» так: «Унисон – это когда ты себя не слышишь и превращаешься в единый голос со всем клиросом. «Едиными устами» – вот как это называется. Твой голос не торчит... Ты слышишь не себя, а молитву и присутствуешь в ней».

Освящение снеди. Православные люди всех конфессий перед Пасхой стремятся освятить куличи, крашеные яйца и другие праздничные блюда к разговлению. В соответствии со строгими церковными правилами это следует делать после окончания пасхальной всенощной службы. Однако, в храмах РПЦ этот чин совершают и в субботу накануне Пасхи, и даже несколько раньше. Староверы признают только освящение, совершенное непосредственно после всенощной. В храмах РПСЦ по субботам не увидишь столов с выставленными на них куличами и блюдами разноцветных яиц. Кстати говоря, староверы не признают и обычай красить яйца в иные цвета, кроме красного, и не используют для этой цели никаких наклеек и иной «полиграфии».

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий необходимо
Читайте также:
Рекомендуемые статьи
Рекламные статьи