Право на Евхаристию: почему не все священники могут давать благословение
Когда хочется пожелать удачи человеку в каком-то серьезном вопросе или поддержать его при принятии решения, христиане нередко произносят фразу «Благослови тебя Господь!». Тем самым они как бы выражают надежду, что Бог поможет этому человеку поступить правильно или убережет его в трудной ситуации. Когда же подобная помощь требуется им самим, православные верующие обращаются за благословением к служителям церкви. Однако далеко не все знают, что на самом деле означает благословение и у кого именно его следует просить.
Само слово «благословение» можно разделить на «благо» и «слово». Теологи же отмечают, что Благо — одно из имен Бога, поскольку: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Получается, что слово Господа и есть Он Сам, неотделимый от блага и желающий людям только благ, а благословение — это Его помощь и одобрение.
В связи с этим в сложных жизненных ситуациях верующие люди ищут поддержки и наставления Бога, то есть им нужно Его благословение для решения определенных задач и проблем. За помощью к Господу они могут обращаться также в церкви или просто во время молитв, однако для того, чтобы точно быть «услышанными», просят благословения и у священнослужителей.
Архимандрит Амвросий (Юрасов) объясняет это так: «Священник является проводником благодати Божией». То есть когда человек просит благословения у служителя церкви, Бог сначала благословляет последнего, а уже сам священник передает Его благословение просящему. Привычный поцелуй руки священнослужителя при этом не означает, что человек целует руку священника, поясняет архимандрит: он прикладывается к Руке Господа.
К тому же люди, которые хотят получить благословение, не могут узнать, благословил ли их Господь. Поэтому Он оставил на земле своих наместников и наделил их властью быть посредниками между Ним и людьми. Таким образом, отмечает Амвросий: «Благодать Божия нисходит на верующих через священника». Именно с этим связан тот факт, что служитель церкви дает благословение просящему со словами «Бог благословит», как бы подчеркивая Его волю на окончательное решение в том или ином вопросе.
Благословение могут давать не все служители церкви, а только те, кто наделен правом совершать священнодействие (или Евхаристию). Среди них священники и архиереи. К последним относятся епископы, архиепископы, митрополиты и патриархи, то есть высшие саны церковной иерархии. Дьякон, иподьякон и прочие служители рангом ниже не имеют права давать благословения.
К митрополитам и архиепископам обращаются словами «Высокопреосвященнейший Владыко» или «Ваше Высокопреосвященство». Если сан архиерея неизвестен, можно угадать его по некоторым отличительным особенностям. У архиепископа на клобуке присутствует крест с четырьмя концами из камней и поверх одежды он носит святой образ, а у митрополита сам клобук белого цвета.
Но есть ли отличия в благословении обычного священника и архиерея? Протоиерей Александр Рябков по этой теме цитирует слова Игнатия Богоносца: «Ничего не делай без епископа», которые он считает актуальными по сей день. Дело в том, что еще в древние времена, когда церковь распространила свое влияние и разрослась, появилась необходимость в том, чтобы епископ имел помощников для совершения таинств без своего присутствия. Так священники стали посредниками между простыми людьми и епископом.
При этом и сегодня священники остаются помощниками архиереев и должны учитывать их наставления, а также при необходимости просить совета для благословения. И хотя протоиерей считает, что священнодействие, совершенное епископом и священником, одинаково, он все же признает, что бывают случаи, когда следует обращаться именно к архиерею. Одновременно он отмечает: «Но здесь речь идет о благословении не как о некоем духовном толчке, потенции, даваемой на совершение человеком какого-то дела, но о решении, которое может принять только архипастырь». Сюда относятся сложные вопросы, относящиеся к совершению таинств — к примеру, отпевание человека, умершего при особых обстоятельствах, и т. д.
Дьякон Сергий Правдолюбов объясняет: «В православной церкви сохраняется преемственность апостольского служения. Через возложение рук апостолы своим ученикам передали дары Святого Духа, посланные в день Пятидесятницы, а ученики апостолов передали своим ученикам, и так происходит до наших дней. Поэтому архиерейское благословение — это апостольское благословение». Также он добавляет, что «Благословение архиерея и священника одинаково благодатно, только в лице архиерея мы видим живую апостольскую преемственность».
Читайте наши статьи на Дзен