Почему цыгане в первую очередь стирают мужскую одежду
Тот факт, что в первую очередь цыгане всегда стирают только мужскую одежду, обусловлен понятием «нечистоты», которое бытует среди представителей данного этноса. Мужчины по сравнению с женщинами и даже детьми настолько «чисты», что могут находиться в самом «чистом» месте. Поэтому и одежда, которую носят мужчины, намного «чище» женских и детских нарядов.
«Нечистые» люди
У цыган, впрочем, как и у многих других народов, есть такое понятие как «нечистота» или «опоганенность». Причем это касается не только предметов, но и людей. Так, если верить Дмитрию Фалееву, автору издания «Бахтале-Зурале!», среди котляров считаются «нечистыми» те, кто занимаются наркоторговлей. Этим «нечистым», по мнению цыган, уже не отмыться от своего греха, поэтому их судьбы, как правило и складываются трагично. «Нечистой» в цыганском сообществе объявлена и вполне законная профессия врача. Представители кочевого народа не отрицают, что медики делают доброе дело, но все равно называют их «нечистыми».
Такой же «нечистой» считают цыгане и женщину, причем с момента потери ею девственности и до наступления климакса. Иными словами «опоганенной», по цыганским поверьям, является женщина, находящаяся в возрасте деторождения. Фалеев утверждает, что именно в целях очищения роженицу и младенца специально окропляют водой: роды также считаются «нечистым» процессом. По этой же причине, как указано в сборнике «Цыгане» (Российская академия наук, 1999 год), самой «нечистой» частью тела цыганок их соплеменники считают ту, что находится ниже пояса.
«Опоганенные» юбки
В связи с «опоганенностью» нижней части женского тела таковой считают и женскую одежду, в особенности юбки. Подобными представлениями объясняется и наличие всевозможных бытовых запретов у цыган. Например, по утверждению авторов издания «Цыгане Перми: история и культура» Александра Черных и Дмитрия Ваймана, в прошлом цыганки носили ведра с водой только на голове для того, чтобы юбка случайно не коснулась ведра. Дело в том, что даже ненамеренное касание какого-либо предмета «нечистой» юбкой, делает этот предмет оскверненным. Да и переступать через стоящую на полу посуду женщинам запрещено. Если подобное происходит, посуда выбрасывается.
Осквернить юбкой цыганка может не только воду, пищу, кухонную утварь или другие предметы, но и человека. Так, цыгане верят, что женщина способна оскорбить мужчину ударом юбки, а, накинув юбку на голову неверному супругу, опозорить его. Именно поэтому для цыганок характерна многослойность данных предметов гардероба. «Нечистость», как указано в издании «Полевые исследования института этнографии» (Наука, 1977 год), несколько «сглаживает» фартук, который является обязательным для наряда замужней женщины. Некоторые цыганки для безопасности носят и по 2 фартука, завязывая один из них спереди, а другой – сзади.
Очередность стирки
«Нечистотой» женщины и ее одежды обуславливается и порядок стирки, которого придерживаются цыганки. Как пишут авторы издания «Кто живет в Беларуси», Ольга Изотова, Галина Касперович, Александра Гурко и Александр Бондарчик, в первую очередь всегда стирается та одежда, которую носит мужчина, затем – детская. Потом в стирку отправляются женские наряды. Самими последними стираются предметы женского нижнего белья. Мужчина, в отличие от женщины, у цыган «нечистым» не считается. Только представитель мужского пола, если верить С. И. Кучепатовой, автору книги «Язык цыганский весь в загадках», мог шагнуть в самое «чистое» место – у оглобель. А вот женщина чаще всего фигурирует лишь в плохих цыганских приметах. Так, считается недобрым знаком встреча с женщиной наутро после Рождества.
Что касается детской одежды, то здесь можно напомнить о том, что младенцев сразу после появления на свет цыгане окропляют водой, считая их «нечистыми», как и их матерей. Вообще, по словам Ефима Друца, автора книги очерков «Цыгане», как только цыганка (по крайней мере, в прежние времена) выходила замуж, на ее плечи ложились все без исключения бытовые обязанности. Молодая женщина обязана была выполнять всю домашнюю работу, поэтому она раньше всех вставала и позже всех отходила ко сну. В течение дня молодуха должна была приготовить пищу, навести порядок в доме, постирать белье. Последнее ей необходимо было сделать в приведенном выше порядке.
Читайте наши статьи на Дзен