Почему мужчинам нужно снимать головной убор при входе в храм
Традиция обнажать голову в православном храме мужчинам (а женщинам напротив – покрывать) довольно древняя. Ведёт она своё начало от увещевания апостола Павла, изложенном в Первом послании коринфской греческой общине: «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову».
Далее, апостол даже приводит некоторые богословские аргументы в подтверждение своей правоты.
Такое попечение апостола о внешнем виде коринфских христиан было обусловлено, во многом, этически: и как дань традиции, и как свидетельство новых взаимоотношений Бога и человека, по сравнению с ветхозаветным периодом. По древней местной традиции замужним женщинам полагалось на людях покрывать голову в знак своего социального статуса и подчинения супругу. Мужчины же, как правило, головные уборы не носили.
Согласно же иудейской религиозной традиции (ревнителем которой был Павел до принятия Христа) мужчины обыкновенно молились, покрывая голову, в знак подчинения Всевышнему. Но ветхозаветная «покорность раба» в Новом завете заменилась на «сыновство»: «Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа», утверждает апостол в другом послании.
Именно в ознаменование этого нового статуса и «сыновнего достоинства», мужчине надлежит в храме обнажать голову. Апостол пишет: «Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия, а жена есть слава мужа».
Особый случай – монахи и священники. Обычно во время богослужения они не снимают головных уборов, потому как те являются элементом облачения, а его значение трактуется символически. Священнические и монашеские головные уборы – это, с одной стороны, символ тернового венца Христа, а с другой – символ воинского шлема, что также иллюстрирует слова апостола Павла: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских».
Читайте наши статьи на Дзен