Зачем на Руси после родов сохраняли пуповину
Появление на свет нового человека – большое событие не только для его семьи, но и для всей общины. Так испокон веков считалось на Руси. Все, что связано с таинством рождения, в том числе и перерезание пуповины, было сопряжено с обрядовыми и магическими действиями. При этом применялись различные предметы домашнего обихода и орудия труда. Например, некоторым новорожденным девочкам пуповину перерезали на прялке.
Магический обряд
Сотрудники Института этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая РАН во время многочисленных экспедиций собрали и обобщили сведения о большом количестве ритуалов, проводившихся на Руси в связи с наиболее важными событиями в жизни человека: рождением, свадьбой, смертью. Материалы этих экспедиций были систематизированы в научном издании «Русский Север. Этническая история и народная культура XII-XX века».
Как пишут этнографы, в понимании жителей Руси пуповина связывала новорожденного ребенка с потусторонним, иным миром. Малыш уже появился на свет, но все еще принадлежит другому измерению, и только после перерезания пуповины его считали родившимся. Эту манипуляцию обычно производила бабка-повитуха. Она совершала настоящий магический обряд у постели матери.
Одной из причин, почему русские крестьяне вплоть до ХХ века предпочитали профессиональным акушерам деревенских повивальных бабок, было знание этими женщинами различных заговоров, которые должны обеспечить младенцу счастливую и безбедную жизнь на долгие годы. Например, чтобы девочка не выросла ветреной особой, пуповину перерезали на расстоянии трех пальцев от живота. А для защиты от возможного появления грыжи бабка-повитуха давала матери завернутый в тряпочку обрезок плоти, ранее соединявший ее с ребенком, и роженица должна была его немного погрызть.
Если мать и отец хотели, чтобы младенец вырос красивым и пригожим (а кто от этого откажется?), то повивальная бабка шептала соответствующий заговор, одновременно касаясь щек новорожденного пуповиной. А обрызгав ее материнским молоком крест-накрест, можно было защитить ребенка от сглаза и порчи. Многие крестьяне являлись суеверными людьми, они опасались, что недобрые соседи и знакомые серьезно навредят малышу с помощью черной магии.
На Руси, вообще, верили в мистическую силу пуповины. Ее считали мощным талисманом, способным уберечь человека от любой опасности на войне или в дальнем путешествии.
В возрасте 6-7 лет ребенку давали его высушенную, завязанную пуповину и предлагали самостоятельно развязать ее. Люди считали, что так символически освобождаются ум и память ребенка, и он будет хорошо учиться грамоте. В случае с девочкой бытовало и другое поверье: ловко развязавшая пуповину малышка должна была вырасти искусной швеей, настоящей мастерицей-рукодельницей.
Как это делали
Известный исследователь русских народных традиций и обычаев Дмитрий Зеленин (1878-1954 гг.) в своей знаменитой научной работе «Восточнославянская этнография», на которую не раз ссылались многие ученые в нашей стране и за рубежом, подробно описал процедуру перерезания пуповины, принятую на Руси. Причем, основные элементы этого ритуала зависели от пола новорожденного малыша.
Если на свет появился мальчик, то его символически отделяли от потустороннего мира острым камнем, заточенным топором или ножом, специально освященным во время Пасхи. При этом требовался небольшой плоский предмет, на котором отрезали пуповину. Для данной цели могли хорошо послужить: колодка для плетения лаптей, деревянное топорище или даже книга. Считалось, что таким образом можно магически передать ребенку необходимые таланты. И когда вырастет, он обязательно станет или искусным плотником, или мастером-обувщиком, или даже ученым человеком.
Если в семье родилась девочка, то для магического ритуала требовались совсем другие предметы домашнего обихода и орудия труда. Пуповину малышке перерезали серпом или ножницами, а делали это обычно на прялке или веретене, чтобы кроха стала искусной мастерицей.
Русские женщины часто работали на поле даже на поздних сроках беременности. Случались преждевременные роды, когда рядом нет ни бабки-повитухи, ни опытных родственниц. В таких случаях крестьянка просто перекусывала пуповину новорожденного ребенка зубами и перевязывала ее волосами, вырванными из собственной косы. Некоторые повивальные бабки, вообще, предпочитали волокнам льна материнские и отцовские волосы. Считалось, что таким образом родители передают своему дитю жизненные силы.
Дочери мастериц
Можно с уверенностью утверждать, что на прялке пуповину перерезали крестьянским девочкам или дочерям мещан-ремесленников, зарабатывающих ручной работой. Это были дети, родившиеся в семьях мастериц, которые хотели, чтобы малышки пошли по стопам своих трудолюбивых и искусных матерей.
Впрочем, прясть на Руси умели практически все женщины из низких социальных слоев общества. Это было важное и необходимое занятие, ведь для простых людей в ту пору прядение и ткачество, по сути, являлись единственной возможностью обзавестись хоть какой-то одеждой. Не было ни фабрик, ни магазинов. Поэтому отличные пряхи, ткачихи и портные пользовались уважением в обществе. К ним шли с заказами, платили хорошие деньги.
Примечательно, что народное сознание наделило магической силой и обычную прялку. Считалось, что это исключительно женский предмет домашнего обихода. Многие люди верили, что случайно коснувшись приспособления для прядения, представитель сильного пола может напрочь лишиться своей мужественности.
«Чтобы тонко пряла, часто ткала, рукодельничала» – такие слова традиционно произносили люди, впервые увидевшие новорожденную девочку, наряду с обычными пожеланиями здоровья, счастья, материального достатка и благополучия.
Вернувшись из церкви после наречения имени, крестная мать садилась прясть в доме малышки, чтобы та стала искусной рукодельницей, когда вырастет.
Если учесть, что деревенскую девочку начинали учить данному мастерству с 5-6 лет, то к замужеству она была уже отличной пряхой, что могло принести ей и личное счастье. Ведь это умение – одно из обязательных требований, предъявлявшихся к невесте крестьянского происхождения семьей жениха.