Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2020-10-07 19:30:32

Почему женщинам на Руси было запрещено находиться в храме вместе с мужчинами

Во многих православных церквах по сей день соблюдается традиция: мужчины во время богослужения стоят по одну сторону от входа, женщины – по другую. А в церквах очень старинной постройки можно увидеть как бы второй этаж. Вход на него сейчас, как правило, закрыт. Зачем он был? Откуда это взялось?

Хоры: зачем они

Второй этаж именуется по-гречески хорами. Их стали делать в церквах еще когда христианство стало государственной религией Римской империи. А если проследить их истоки – то и раньше. Хоры пришли в христианские храмы еще с дохристианских времен.

И очень давно историки пытаются разобраться в том, каково было предназначение хоров. Выявить это очень непросто, если придерживаться точки зрения, что функция у хоров была какая-то одна, строго очерченная.

Дореволюционный историк русской Церкви Евгений Голубинский привел множество аргументов в пользу того, что хоры в православных церквах как раз и были особым помещением для женщин, а также для оглашенных – то есть для тех, кому не дозволялось принимать участие в церковных таинствах. Основание этому он усматривал в том, что хоры в Византии имели еще два названия. Первое это гинекей, а точно также называлась у греков и женская половина дома. Второе это катехумений, что означает, что там помещались оглашенные.

Есть свидетельство Игнатия Смольнянина из свиты русского митрополита Пимена, прибывшего в конце XIV века в Константинополь за своим поставлением в сан. По его описанию, в храме святой Софии мужчины и женщины стояли раздельно: мужчины внизу, а женщины на хорах, причем за занавесями. «И смертным из народа никому нельзя было их увидеть», – отмечал Игнатий.

Эта деталь означала, что мужчины и женщины в это время в цареградском соборе святой Софии должны были не только молиться раздельно, но мужчинам даже считалось неприличным видеть женщин (тогда как те могли смотреть на службу и на мужчин из-за занавесок). Впрочем, сам факт того, что русский путешественник отметил это, показывает, что на Руси того времени такого обычая не было.

Откуда они пошли

Советский академик Николай Брунов, основываясь на многочисленных описаниях и на характере устройства хоров в древнерусских храмах, дал им иное объяснение. Хоры на Руси предназначались для княжеского семейства и высшей знати, чтобы стоять в церкви отдельно от простонародья. В некоторых древнерусских храмах (например, в киевской святой Софии) хоры были соединены прямыми переходами с княжеским дворцом.

В наше время член Академии художеств Сергей Заграевский дал иное объяснение предназначению хоров. Они могли использоваться по-разному, в зависимости от времени и места. Это мог быть и гинекей, и место для оглашенных, и особая ложа для знати. А появились хоры в христианских храмах вовсе не потому, что устраивались исходно для тех, кому по каким-то причинам не подобало находиться вместе со всеми. Они пришли от такого же второго этажа, или от галерей, в древнеримских базиликах.

Древнеримская базилика была многофункциональным общественным сооружением. В ней устраивались и некоторые языческие священнодействия, и публичные собрания – например, судебные, и оглашались какие-то законы, указы и т. д. Туда просто приходили люди для встреч, для совершения сделок – подобно тому, как древние греки для этого приходили на площадь (агору). Только в Риме такие места изначально сделали крытыми – видимо, из-за климата. Во время каких-то публичных действий на хорах стояла толпа участников и слушателей, которая не смогла поместиться внизу. Являлись на галереи и высшие власти.

Архитектура христианских храмов в полной мере восприняла общий план римской базилики. В первую очередь потому, что большинство базилик было в IV-V вв. преобразовано в церкви. И в дальнейшем далеко за пределами бывшей Римской империи – например, на Руси – строили храмы по привычной схеме, с обязательным вторым этажом.

В древнерусских храмах хоры начинают исчезать в конце XV века, хотя в некоторых церквах они устраивались еще и в XVII столетии. Почему их перестали делать – об этом тоже идут споры. Прямых указаний на этот счет нет.

Было ли это в Руси

Так все же, было ли запрещено женщинам в храмах древней Руси молиться вместе с мужчинами или нет? Как явствует из «Хождения Пимена в Царьград», если на Руси когда-то и была такая практика, то к концу XIV века она уже вышла из употребления. На том основании, что церковная практика пришла на Русь из Византии, Голубинский предполагал, что по крайней мере в домонгольский период женщины не допускались в общее пространство храма вместе с мужчинами. Они могли находиться только на хорах.

Правда, прямых подтверждений этому тоже нет. Но о практике раздельного моления в православии свидетельствуют не только во многом уже символическое, но когда-то очень четкое деление русского храма на мужскую и женскую половины. В Сербской православной церкви до конца XIX века мужская и женская части храма разделялись перегородками. Да и на Украине сто лет назад женскую половину церкви еще называли «бабинец».

Косвенных свидетельств тому, что раздельное моление полов в русских храмах бытовало издревле и изначально соблюдалось весьма строго – много. Но откуда оно взялось? Если из Византии, то откуда оно в самой Византии? Нет никакого четкого постановления церковных соборов на сей счет.

«Не погляди на женщину с вожделением»

Здесь тоже приходится довольствоваться предположениями. У древних греков еще задолго до христианства было принято делить дом на мужскую и женскую половину. И в религии древних греков существовали таинства, на которых можно было присутствовать только одному полу. Очевидно, эта традиция перешла и в христианскую эпоху, оформившись в виде разделения храмового пространства. А от греков она пришла и на Русь.

Есть и еще один источник такой традиции. По свидетельству Игнатия Смольнянина, женщины были за занавесями: мужчины их не видели, но сами они могли подглядывать за мужчинами. Вспомним, что христианство осуждает, если мужчина глядит на женщину с вожделением. Таким образом, отделение женщин в пространстве храма не только от мужчин, но и от их взоров, могло преследовать цель предохранить мужчин от неподобающих грешных мыслей во время молитвы, каковые могли возникнуть от лицезрения женщины. В этом есть сходство с теми мотивами, по которым некоторые мусульмане полностью закрывают лицо женщины в публичных местах, хотя религия им этого не предписывает.

Но в древней Руси, если такой обычай и соблюдался, то лишь в отдельных больших городских храмах и короткий исторический период. Физически невозможно было загнать всех женщин на хоры, да и не везде хоры имелись. Вероятно, какие-нибудь ревнители веры одно время пытались соблюсти и на Руси этот византийский обычай. Но довольно скоро ограничились простым разделением общего пространства храма на две условные части.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: