Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2020-12-01 09:00:26

Ужичество: у каких народов России жена передавалась по наследству братьям

Ужичеством или левиратом называется существовавший ещё со времён патриархально-родового строя брачный обычай, обязывавший вдову вступать в повторный брак только с братьями своего умершего супруга. Подобный институт на заре становления цивилизации был свойственен многим общностям мира. Однако в процессе исторического развития далеко не все этносы отказались от него, и среди тех, кто продолжал следовать его устоям, были представители народов, населяющих территорию Российской Федерации.

Причина возникновения

Как полагают этнографы, уходящее корнями в глубокую древность ужичество было характерно для целого ряда кавказских, среднеазиатских и коренных народов крайнего Севера, например кумыков, ногайцев, осетин, ингушей, чукчей.

Столь своеобразная семейно-брачная традиция у вышеназванных этносов возникла, получила широкое распространение и продолжительно воплощалась в жизнь в силу двух основных причин.

Первым фактором выступала необходимость внесения за невесту калыма. Девушка, за которую родителями жениха было выплачено вознаграждение, после свадьбы становилась собственностью рода мужа. В случае смерти супруга вдова обязана была оставаться частью новой семьи и при желании снова вступить в брак, должна была остановить выбор на одном из его родственников. Если же женщина противилась обычаю левирата, её могли отпустить с условием возврата калыма.

Второй фактор заключался в том, что, только удержав женщину в рамках рода её первого мужа, можно было однозначно соблюсти чистоту родословной её детей. Воспитание ребёнка в семье их отца способствовало сохранению знаний об их племенном происхождении.

Отсечение проблем

Реализуя ужичество, люди в старину одновременно решали сразу несколько проблем.

Во-первых, сам собой отпадал вопрос о будущем обустройстве вдовы. Перейдя по наследству одному из братьев из рода супруга, она продолжала жить в привычном окружении родственников, не испытывая психологических неудобств и материальных трудностей.

Во-вторых, все её дети, вне зависимости от того, кто был их отцом, являлись друг другу кровными родственниками, что сплачивало их между собой и способствовало быстрой адаптации к изменившимся семейным реалиям.

В-третьих, левират помогал исключить вероятность кровосмешения при вступлении в брак. Выросшие в лоне одного рода дети прекрасно знали друг друга и чётко понимали, что все они представители одной генеалогической ветви, а значит искать себе невест и женихов они должны в других семействах.

Ужичество у осетин

Согласно данным, опубликованным этнографом Борисом Калоевым в книге «Осетины», в XVII веке в осетинском обществе всё ещё можно было встретить ужичество. Основная причина его существования заключалась в экономической выгоде: родственники мужа желали сохранить в доме лишнюю работницу, а также освободить себя от уплаты калыма в случае женитьбы деверя на посторонней девушке.

Кроме того аланская вдова была наследницей 1/3 части от нажитого с мужем общего имущества, и её повторный брак с деверем позволял не отчуждать родовую собственность и сбережения.

Левиратская жена у осетин могла рожать детей только от представителя того же рода, что и её усопший муж. В то же время дядя должен был стать для детей своего брата не отчимом, а настоящим отцом, не делающим разницу между своим родным чадом и ребёнком вдовы.

Начиная с XVIII века  большинство осетин отказалось от ужичества, но в некоторых равнинных регионах Осетии, например в селе Эльхотово, оно осуждалось во все времена.

Ужичество у ингушей

В ингушском обществе левират, известный под названием «нус юхаерзаер» не поощрялся, однако, в исключительных случаях, люди могли воспользоваться этой пережиточной формой брака.

Кавказовед Башир Далгат отмечал, что к ужичеству ингушей могли подтолкнуть четыре причины, но ни одна из них не имела под собой сугубо экономической подоплёки.

Заручившись согласием вдовы и её родителей, неженатый или вдовствующий деверь мог заключить брачный союз с невесткой в случае, если супруга умершего брата была ещё молода, во всех отношениях устраивала его родителей и была не против нового супружества. При таком стечении обстоятельств жених не выплачивал невесте калыма, а свадьба ограничивалась скромным праздничным застольем.

Другой причиной для оправдания левирата у ингушей было опасение, что вдова брата может стать женой какого-нибудь другого родственника из их клана. Чтобы предотвратить подобный ход событий, деверь заключал брак с не кровной родственницей.

Третьим фактором, способствовавшим ужичеству, была возможная разлука вдовы и её детей. По ингушской традиции родные вдовы, если она была молода и ещё имела шанс вновь выйти замуж, могли забрать её в отчий дом, при этом дети, рождённые в первом браке, должны были остаться в семье умершего мужа.

Немногие женщины соглашались ради личного счастья жертвовать возможностью жить со своими чадами, а чтобы они росли и воспитывались, не чувствуя отсутствия отца, вдова зачастую давала добро на заключение брака с братом умершего мужа, при этом получая ½ калыма.

К слову, если невестка не желала возвращаться в родительский дом, и вместе с тем не хотела вступать в новый брак, она могла совершенно спокойно жить со своими детьми в доме усопшего супруга.

Четвёртой причиной для левирата могла стать гибель брата, у которого осталась просватанная невеста. С согласия всех заинтересованных сторон, то есть молодых и их родителей, девушка могла стать женой несостоявшегося деверя. Однако в этом случае свадебное торжество проходило без увеселительных мероприятий.

Ужичество у чукчей

Свои причины прибегать к ужичеству имеются у чукчей, которые и в XXI веке не отказались от этой своеобразной брачной традиции.

Данное обстоятельство объясняется довольно прозаическими соображениями – реалиями жизни в условиях Крайнего Севера и малочисленностью этого этноса.

Обычай повторного брака вдовы с младшим братом её усопшего супруга продиктован практической необходимостью, поскольку одинокой женщине выжить в суровых условиях тундры весьма проблематично.

К тому же чукчи воспринимают своих супруг как собственность, за которую при «приобретении» уплачивается калым в оленях или иных ценных товарах. Соответственно отдавать вдову в жёны мужчине из чужого рода равносильно прощанию с частью своего достатка.

Кроме того, левират позволяет вдове не переживать за себя и дальнейшую судьбу своих детей, которые новым мужем или дядей воспринимаются как родные. Сей факт обеспечивает ребятишкам возможность расти в полноценной семье и оставаться в генеалогии кровного отца.

В дальнейшем они смогут без опаски заключать браки с представителями иных родов, поскольку вероятность инцеста будет сведена к минимуму.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: