Невеста-вдова: в каком платье женщины в России вторично выходили замуж
В наше время свадебная церемония прочно ассоциируется с фатой и белым платьем. Но дело в том, что такой наряд имела право надеть только невинная девушка, выходящая замуж. Но ведь в брак вступали и женщины, уже побывавшие замужем. В таком случае ни о каком белоснежном наряде речь не шла.
Символ невинности
Действительно во многих странах мира свадебный наряд девушки, впервые выходящей замуж, отличался от наряда женщины, которая уже побывала в браке. Эти отличия были обусловлены тем, что первая являлась девственницей, вторая же уже познала таинство супружеских отношений. Именно поэтому невеста-девица обязана была олицетворять собой невинность. Одним из символов чистоты, как пишет Л. И. Брудина в своей книге «Энциклопедия обрядов и обычаев», считалась фата. По утверждению Брудиной, жених не должен был видеть свою суженую до свадьбы, а фату можно было снять с головы девушки только после обряда: отсюда и само слово «невеста», то есть неизвестная.
Фата, впрочем, как и платье невесты-девственницы должны были отличаться крайней скромностью. Если верить Раисе Кирсановой, автору издания «Сценический костюм и театральная публика в России XIX века», девушка времен царской России должна была присутствовать на церемонии венчания исключительно в закрытом платье: никаких декольте и коротких рукавов. Тогда подобные платья назывались высокими. Как отмечает Кирсанова, эти правила распространялись и на гостей. В приглашениях так и писали: «Приглашенным следует присутствовать на свадьбе в высоких платьях и шляпах». Нарушение традиций не просто осуждалось: если наряд был неподобающим, венчание вообще могло не состояться.
Вдовий траур
Порицались в России и разводы. Впрочем, как пишет Александра Дорская в своей книге «Влияние церковно-правовых норм на развитие отраслей российского права», согласно статьям 45 и 46 части 1 тома Х Свода законов Российской Империи, супруги имели возможность развестись, но брак мог быть расторгнут лишь церковным судом да и то только по определенным причинам (например, прелюбодеяние должно было быть состоявшимся фактом, а также совершено сознательно и свободно). Поэтому чаще всего русские женщины выходили замуж во второй раз лишь после смерти мужа. Об этом праве вдов упоминает, в частности, в своей книге «Проблемы социально-экономической истории России» и Борис Романов.
Однако отправиться под венец вдова могла далеко не сразу после кончины супруга. Данный запрет был также связан с одеждой, а точнее с ношением траура. Как утверждает Алина Шокарева в своей книге «Дворянская семья: культура общения», в конце XVIII века вдовы носили траур в течение трех лет: в первый год только черную шерсть и креп, на второй год – черный шелк и черные кружева, на третий год на платье разрешалось надевать серебряную сетку (но не золотую). На протяжении всего траура женщина, потерявшая мужа, в новый брак не вступала.
Невеста в черном
Но когда траурный период оказывался позади, вдова наконец могла снова выйти замуж. Будучи уже опытной женщиной, а нередко и матерью, она имела гораздо больше свободы, чем невеста-девственница. В первую очередь это касалось свадебного наряда. Тамара Котова на страницах своего издания «Изделия из кожи и ткани», отмечает, что девушки, впервые вступавшие в брак, как правило, украшала себя цветами померанца, символами невинности, которые называли флердоранж (фр. fleur d’orange — «цветок апельсина»). А вот невестам-вдовам уже были разрешены белые розы и ландыши. Кроме того, вдовы имели право на наколки из кружев и диадемы из цветов.
Между тем прежний траур накладывал-таки отпечаток и на свадебный наряд вдовы. Так, в издании «Что мне к лицу. Сборник советов для дам, как одеваться со вкусом», опубликованном в Петербурге в 1891 году, говорилось: «Вдова, выходящая замуж, как бы молода она ни была, должна носить то, что предписывает обычай; если же она не молода, то ей лучше не одеваться в белое. Особенно хорошо для этого случая совершенно гладкое платье с длинным шлейфом, сшитое из черного шелкового бархата. Вместо фаты вдовы часто одевают косынки из дорогих кружев, которые образуют на голове род чепчика и свободно спадают до талии».
Читайте наши статьи на Дзен