Констатация смерти: как в старину определяли, что человек умер
Смерть всегда приходит нежданно, поэтому нашим предкам было так важно понимать, перешла ли душа человека границу между миром живых и миром мертвых. Понять, умер человек или нет, можно было при помощи различных предметов или пригласив «сведущего человека».
По совокупности признаков
Хотя сегодня констатация смерти является обязанностью медработника (врача или фельдшера), еще век назад земские врачи находились рядом с больным только в процессе лечения. Как только врач понимал, что человек близок к смерти, он уступал место священнику и гробовщику. Обычно именно священник становился свидетелем кончины своего прихожанина, который получал прощение грехов и испускал дух. По совокупности признаков батюшка констатировал, что лежащий на смертном одре умер: его дыхание прекращалось, сердце останавливалось, пульс не прощупывался, зрачки максимально расширялись и не реагировали на свет. Через 2—4 часа на теле появлялись темно-синие пятна и наблюдались первые признаки трупного окоченения.
По-бытовому
Сегодня самый простой народный способ определить, скончался человек или нет, — поднести к его носу зеркало. Если на зеркале появилась испарина, значит, человек дышит. Но на Руси зеркала в современном обличье появились лишь в петровские времена, поэтому вместо них домочадцы использовали начищенную металлическую посуду.
Если же ни зеркальной, ни металлической поверхности под рукой не оказывалось, наличие дыхания проверяли по поднесенному к губам и носу перышку. Колыхнулось — значит человек еще жив. Впрочем, оба метода не дают 100% уверенности — оставить на зеркале испарину может случайно склонившийся родственник, а перо колышется от любого сквозняка. Существовал и более надежный способ проверки: палец умирающего перевязывали, и если его цвет изменялся, значит, в нем сохранялось кровообращение.
По-военному
Зеркальный метод использовали и русские витязи, которые для констатации смерти своих братьев подносили к их лицу лезвие любого холодного оружия, чаще меча. Если лезвие запотевало, была надежда на спасение раненого.
Знахарский способ
На Руси знахари не только лечили от всевозможных болезней, заговаривали и снимали порчу, но и констатировали смерть. Кроме вышеупомянутых, использовались и радикальные. Убедиться, жив человек или нет, помогала серия экспериментов. Сначала на груди зажигали клубок пеньки — если мозг функционирует и передает сигналы, то на боль от горящей пеньки среагируют нервные окончания. Если же человек находился в предагональном состоянии, когда утрачивается чувствительность к боли и частично теряется сознание, метод с поджиганием пеньки на груди мог и не сработать. Тогда применяли другой вариант — пепел от сожженной пеньки разводили в воде и заливали жидкость в рот. Захлебывающийся инстинктивно начинал кашлять, позволяя окружающим убедиться, что пациент скорее жив, чем мертв.
Шаманский способ
Алтайские шаманы в процессе камлания (транса) могли увидеть, будет ли жить тяжело больной или злые духи-кремесы его одолеют. Л. В. Чанчибаева в книге «О современных религиозных пережитках у алтайцев» пишет, что местные шаманы точно знали, что человек умер. Они видели, как его душа (суне-сунези) покидала тело и начинала бродить вокруг скончавшегося. Об этом шаман и сообщал родным, которые начинали готовиться к похоронам. До погребения душа-суне находилась рядом с телом, слышала все разговоры, поэтому об умершем говорили только почтительно, а для суне ставили специальную еду. Через 40 дней скончавшийся окончательно порывал с миром живых, а его душа уходила в страну мертвых.
Читайте наши статьи на Дзен