«Красный угол»: почему русские клали покойника головой в самый почетный угол
Принцип организации пространства в русской избе оставался практически неизменным в течение многих столетий. Согласно традиции, каждая жилая зона, стена или часть интерьера в крестьянском доме обладала не только функциональным, но и символическим смыслом. При этом особое значение придавалось красному углу, где обычно располагались иконы. Именно здесь сидел хозяин или самый почетный гость, а во время свадьбы – жених и невеста. И если кто-то из домочадцев умирал, то покойника, как правило, укладывали на лавку, головой к красному углу.
Модель мира
В русской народной культуре многие предметы домашнего обихода являются неотъемлемой частью обрядовой магии. Одни из них оберегают людей от нечистой силы, другие привносят в жизнь хозяев мир и гармонию, третьи призваны способствовать росту материального достатка. А сама изба, по мнению ученых, представляет собой символическую модель мироздания, поскольку отражает представления людей об устройстве Вселенной.
Дом русского крестьянина с древних времен являл собой особое социокультурное пространство, наполненное сакральным смыслом. Будучи сравнительно небольшой – всего около 20-25 м² – изба была обустроена настолько рационально, что в ней могла нормально жить семья из 7-8 человек. Об этом доктор философских наук Светлана Махлина написала в статье «Дом в пространстве русской народной художественной культуры», которая вышла в журнале «Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств» (№ 4 за 2015 г.).
Многие ученые обратили внимание, что при планировке дома русские обязательно учитывали оппозицию: юго-восток против северо-запада. На этой оси обычно находились две наиболее важные, символически наполненные жилые зоны – красный угол и печь с прилегающим к ней пространством.
«Осью ориентации жилища является диагональ: красный угол – печь. Красный угол отождествляется с востоком или богом, указывая на полдень, на божью сторону, откуда идет свет, а печь – на запад, на тьму, отождествляясь с западом или севером. Место у печи – женское пространство, в красном углу – наиболее почетное», – отметила С.Т. Махлина.
По мнению исследовательницы, противопоставление печи и красного угла является своеобразным отражением двоеверия, существовавшего среди русских крестьян. Если в одной части дома располагались православные иконы, то напротив них находилось место, где совершались языческие обряды. Неслучайно, печь и окружающее ее пространство имели большое значение в народной магии.
Впрочем, такое дихотомическое противопоставление могло возникнуть только после повсеместного распространения христианства. До этого времени в красном углу традиционно располагались небольшие домашние идолы, изображавшие особо почитаемых в народе богов. А затем их место заняли иконы.
Автор книги «Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии» (Харьков, 2013 г.) Алексей Кононенко считает, что до принятия православия на самом почетном месте в русских избах обычно стояли фигурки Рода, Берегини и Цура (Чура).
Святое место
Ориентация красного угла на восток и юг не случайна. В сознании язычников именно это направление прочно связано с солнцем, светом, теплом и благом, которое дневное светило дарит всему живому. А значит, именно эта жилая зона избы имеет наиболее позитивную энергетику, которая на Руси всегда ассоциировалась с мужским началом.
В красном углу располагались предметы, имевшие высокую культурную ценность: крест, иконы, свечи, стол и молитвенные книги. Это место всегда было прибрано и по возможности нарядно украшено. А в начале строительства дома под будущий красный угол, как правило, клали монету самого большого номинала, по сравнению с другими углами.
Интересующая нас часть избы получила свое название, поскольку традиционно являлась самой красивой и хорошо обставленной зоной крестьянского жилища. Хотя люди также называли этот угол большим, правым, передним, святым, чистым или божьим. Филолог Алина Смирнова посвятила данной теме статью «Этнолингвистическое изучение символики внутреннего устройства и убранства крестьянского дома», опубликованную в журнале «Вестник Псковского государственного педагогического университета» (№ 5 за 2008 г.).
Исследовательница отметила, что все зафиксированные учеными наименования красного угла отражают его особый статус – наиболее важного и почетного места в избе, имеющего сакральное значение. При этом печной угол, противопоставленный божнице с иконами, был чаще всего сориентирован на северо-запад. Согласно поверьям, там обитал домовой, а через дымоход печи в жилье могла влететь ведьма. Именно здесь хозяйничали женщины.
Обряды и их значение
В красном углу люди не только молились, здесь отмечали все религиозные праздники и наиболее важные события – рождение ребенка, свадьбу или поминки. Практически вся жизнь человека была напрямую связана с этим особым, сакральным местом.
Пожалуй, отголоски древнего, языческого поклонения солнцу, которое ассоциировалось с красным углом, можно увидеть в обряде, сохранявшемся вплоть до ХХ века во многих регионах России. В начале жатвы первый сноп торжественно приносили с поля и ставили в самом почетном месте избы. Точно также поступали с последним снопом при завершении сбора урожая. Эти действия, согласно народным поверьям, должны были обеспечить семье достаток и благополучие.
Расстояние до красного угла во время трапезы или отдыха определяло иерархическое положение домочадцев или гостей, их социальный статус. Среди крестьян существовало множество примет, связанных с теми или иными жилыми зонами. Например, если люди слышали треск, мышиную возню или стрекот кузнечика в печном углу, то считалось, что это предвестие смерти хозяйки, а если в красном – скоро ей придется хоронить мужа.
Самое почетное место избы имело большое значение во время свадебных обрядов. Здесь располагались сваты, посланные женихом. Сюда приходил будущий муж, чтобы символически выкупить невесту у сестер и подружек. Из красного угла родительской избы девушку увозили на венчание. Затем она направлялась в дом новоиспеченного супруга и садилась рядом с ним на почетное место за столом – у божницы с иконами.
Как написал в своей вышеупомянутой энциклопедии А.А. Кононенко, в самые первые дни жизни новорожденного купали именно в красном углу. Очевидно, это делалось, чтобы защитить ребенка от злых чар и заручиться поддержкой высших сил.
Смерть и красный угол
Многие этнографы и историки не раз обращали внимание на характерную для народной культуры связь красного угла с потусторонним миром. Довольно часто людей, чья смерть неминуемо приближалась, родственники выводили в поле – проститься с природой. А затем умирающие ложились на лавку, расположенную под иконами, и уже не вставали.
После смерти покойного обмывали, наряжали в заранее приготовленную одежду и укладывали головой к красному углу. Там мертвец находился до погребения. Впрочем, многие крестьяне верили, что и в дальнейшем – от третьего до сорокового дня – душа человека пребывает у икон, в сакральной части избы.
В дни поминовения родителей именно в красном углу хозяева избы торжественно «встречали» покойных предков. Там для них ставили угощение. Люди кланялись пустому пространству и приговаривали: «Кушайте, родименькие».
«Исследователи славянских древностей предполагают, что дом (или пространство около дома) могло быть древнейшим местом захоронения у славян, о чем свидетельствуют наименования: красный угол, подполье, голбец, подпечье, подпорожье», – отметила филолог А.Н. Смирнова в своей статье.
А спустя многие века комплекс этих древних представлений претерпел ряд изменений. Под домом или возле него стали хоронить разве что некрещеных младенцев или предметы, связанные с ритуальными обрядами. Например, горшок или другую посуду, из которой обмывали покойного хозяина дома, обычно зарывали под красным углом. Если же умерший имел низкий социальный статус, то ритуальные предметы, оставшиеся после его похорон, люди могли просто отнести на край поля.
Читайте наши статьи на Дзен