Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2014-05-12 14:46:40

Как русским всегда выигрывать в хоккей

Было дело 35 лет назад на пруду зимой. Мы с другом Саней Ерофеевым вышли на стареньких «гагах», заламывая при катании ноги то наружу, то внутрь, а весь пруд был забит хоккеистами. Кто-то из уже занимался в спортшколе, кто-то ее закончил, кто-то был чуть опытнее нас, но уже гонял в атаку. Например, Валерий Каменский тоже играл на наших прудах.

Нам велели играть в защите, что у нас иногда даже получалось, когда шайба далеко отлетала от нападающего. Никакой грубости, — рядом же дети, — за высокий бросок можно было огрести.

Через год мы с Саней Ерофеевым уже занимались в дворовой спортшколе у Валеры Иванова из Воскресенского «Химика», через два играли в любительской лиге, через три Саню забрали в ДЮСШ, потому что он после каждой игры вечером тренировал скорость и виражи: по часу ночью, а меня загоняли домой.

Это была повсеместная система, местные тренеры были выходцами из серьезных команд, по той или иной причине не пошедшими в элиту. Они находились в постоянном контакте, то есть, по-русски, приятельствовали с тренерами ДЮСШ, игроками основных составов, которые не стеснялись приезжать смотреть на соревнования на дворовых коробочках. Есть, кстати, примеры, когда с коробочки с небольшой остановкой в московском клубе игроки отправлялись прямиком в НХЛ. С Луховицким парнем такое произошло, вот имя вылетело из головы.

А что мы имеем сейчас?

В России такая система тренировок для пятилеток: четыре тренировки в неделю на льду, одна в зале, одна игра и бесконечные «подкатки» — это когда в обязательном порядке за деньги малыши должны оттачивать мастерство катания, будто они фигуристы. Отсев потенциальных гениев при такой системе – неимоверный, потому что только дети тех, кто в системе, а также недоделанных хоккеистов или сумасшедших мамаш, которые не боятся посвятить свое пятилетнее чадо спорту, при такой нагрузке могут продолжать работать. Да, стоит напомнить, что тренировки детей — в шесть-семь утра, потому что потом лед занят старшим, более интересным для тренеров, возрастом.

Для сравнения, в Канаде система тренировок такая: две тренировки плюс две игры в неделю. То есть, дети с пяти лет учатся играть, а не только кататься и кидать шайбы.

Хоккея в общеобразовательных школах у нас не существует, университетского хоккея не существует, а в США и Канаде тренер школьной команды – высоко обеспеченный человек, а университетской – звезда.

Вот, что говорит председатель комиссии Ассоциации юристов России по спортивному праву Сергей Алексеев: «Хоккей – очень дорогой вид спорта, подготовить хоккеиста – очень затратно, а действующая нормативная база не позволяет адекватно компенсировать уход игрока из спортшколы, клуба. Сейчас в ТК и регламентах уже прописано, что нельзя уходить из команды без предупреждения за определенный срок, что нужно платить клубам и школам компенсации в частности за обучение и подготовку игрока, но пока судебная практика недостаточно отработана. Бывает хоккеист уезжает, а его агент решает вопросы вне правового поля».

По словам эксперта, трансферты игроков, формирование команд – одни из самых проблемных областей спорта. Чтобы попасть в перспективную команду, в молодежный состав, нередко бывает недостаточно необходимых спортивных показателей атлета. Пресловутая проблема коррупции остается одной актуальных «черных» социальных проблем в современном спортивном движении.

Еще одна, по словам Сергея Алексеева, ключевая проблема большого спорта такова: «В российской сборной играют в том числе звезды НХЛ, где получают большие зарплаты, являются знаменитостями первой величины, зачастую не могут позволить себе приехать заранее, чтобы команда могла сыграться. Плюс они также могут беречь свои силы по части травм, элемент патриотизма к великому сожалению во многом утрачен».

Продолжать можно, но это будут уже нюансы, лучше дать слово маме одного из перспективных игроков, которая решила, что за океаном ему будет лучше.

«В Москве в седьмом классе нам сказали в «Динамо»: «Пора выбирать, либо школа, либо хоккей», и все пошли в экстернат, где появлялись один день в году за аттестатом. Единственный институт физкультуры тоже также учит игроков: деньги в зачетку и гуляй. Что касается детского хоккея. Сейчас не знаю, но вот как все было в 90-х. Государству мы ничего не платили. Брали всех детей подряд. Тренера получали очень мало. Малышей сразу стали готовить в НХЛ: тренировки каждый день, упражнения как для сборной олимпийской, жесткое понимание, кто в какой пятерке – в первой — элитарной, или похуже. Наказание — ты сегодня не играешь, или за ошибку сажают на скамейку.

В Америке играют все детки, независимо от того, даже как стоит на коньках. Главное добежать и забить гол. Рутинных тренировок нет, всегда играют. Американцы считают, что лет до 10 даже не надо определяться с выбором спорта, развивают соревновательные навыки. А в Москве примерно лет с 8-ми, кому не надоело каждый день после школы мотать на «Динамо», начинается подковерная борьба за место в составе. Родители начинают «заносит» тренеру. Постепенно самые богатые начинают диктовать тренеру, кого в какие пятерки ставить. Лет в 13 -14, когда некоторые мальчишки начинают быстро расти, а некоторые позднего развития, остаются маленькими, начинается самый жесткий отбор. Этому способствует задачи, поставленные перед тренерами (первенство Москвы или кубок водокачки).

Тренеру не важно как, надо, чтобы команда выиграла. Идет отчисление ребят из команды со словам: «Лошадка не побежит». В это время под задачу привозят детей с окраин России. Здоровых, физически развитых и очень часто с подмененными метриками. (Несколько таких игроков, даже попали на драфт, но потом через пару лет завяли и сошли с арены. Загубленная родителями судьба). Тренера с удовольствием берут этих здоровых 16-леток к 14-летним чудикам. Они «продавят» и задавят соперника. В 14 лет родителей начинают обхаживать агенты: водить в рестораны, петь в уши про миллионы, покупать игрокам форму, клюшки, позже родителям машины. В Америке агентам на пушечный выстрел нельзя приближаться к студентам, а уж тем более ходить с игроком по ресторанам. Ну, вот приблизительно таким составом подходят к юношескому хоккею. А там уж: на откатах состав команды, ручные тренера, непрофессиональные менеджеры из знакомых или родственников инвесторов, покупные и продаваемые матчи и судьи. Иногда думается, действительно, в СССР, спорт, начиная с зарядки и площадки во дворе развивался лучше».

Правда, вот этой зимой хорошую коробку в районе построили, и детей тренируют. А еще президент к хоккею пристрастился. Может, что-то и наладится. В режиме ручного управления.

Андрей Прокофьев

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: