Почему у русских не принято называть ребенка до рождения
В старину на Руси не принято было давать имена ещё не родившимся детям. В языческие времена подобное ограничение было вызвано суевериями, а в христианскую эпоху с обычаем имянаречения после совершения обряда Крещения.
Языческий период
В языческие времена люди верили в примету, что если до рождения ребенка назвать его по имени, то с чадом обязательно приключится что-то нехорошее.
Согласно суеверию, заблаговременное имянаречение способно было ослабить защитные и сакральные функции, которыми обладает каждое имя..
Считалось, что озвученное заранее имя слышали злые силы, колдуны и прочая нечисть, которые могли сглазить или проклясть ещё не родившегося ребёнка.
Небезопасным было даже нашёптывание имени, потому что недобрые духи обладали способностью проникать всюду и подслушивать разговоры даже между близкими людьми.
В дохристианский период русские люди полагали, что у рождённого ребёнка энергетика сильнее, чем у того, кто ещё находится в материнской утробе, а потому новорождённый уже может противостоять нечисти и защитить себя от порчи и приворота.
Обряд имянаречения у древних славян принадлежал к числу важнейших. Его проводили старейшины, жрецы или же повитуха, принимавшая роды.
Между рождением ребёнка и появлением у него имени в древности могло пройти достаточно много времени. Идеальным моментом для имянаречения считался период, когда подросший ребёнок уже проявлял некие способности, наклонности и явные качества характера.
Именно тогда ему давали имя, отражавшее его внутренние или внешние особенности. До этого момента всех малышей называли просто словом «чадо».
Считалось, что с этой поры ребёнок, получивший имя, переходил из Мира Небытия в Мир Яви, и таким образом, завершался процесс его «вочеловечения».
Обряд имянаречения
Обряд имянаречения мог проводиться в святилищах, на капищах, у древних камней, в священных рощах или у почитаемого источника, а также у печи или в бане.
Прежде чем приступить к обряду, участники церемонии должны были соблюсти пост, помолиться высшим силам и принять омовение — будь то в бане или в роднике.
Неоязычники, симпатизирующие подобной практике, заявляют, что при таком имянаречении присутствует факт уважения к личности ребёнка, поскольку его имя полностью соответствует его натуре, а не тешит самолюбие родителей, дающих детям имена согласно их личным предпочтениям.
К слову, чтобы усилить защиту, малышам частенько давали сразу несколько имён, и тогда злые духи не зная, какое имя настоящее, не могли навредить человеку.
Со временем этот обычай преобразовался в традицию псевдонимов, которыми часто пользуются люди, добившиеся успеха на разных поприщах, и не желающие, чтобы их удачи подверглись сглазу.
Переходный период
Фольклорист Варвара Добровольская отмечала, что в переходный период, когда язычество ещё не утратило своего влияния, а христианство не до конца утвердилось в роли официальной религии, считалось, что новорождённый не принадлежит к числу полноценных людей.
Пока новоявленная личность не пройдёт через определённые обряды, она находится в опасном переходном состоянии из одной жизни в другую. Отсюда и суеверие, что нельзя давать чаду имя заранее, поскольку невозможно именовать то, чего ещё не существует.
Из этого же мифа вырос запрет на приобретение или изготовление вещей для ещё не рождённого ребёнка.
Для того чтобы малыш стал полноценным членом общества и был признан человеком, над ним нужно было провести череду обрядов.
Начиналось всё с действий повитухи, которая в момент рождения обязана была омыть ребятёнка и расправить ему все пальчики. Завершало процесс инициации крещение, после которого новорождённый получал имя и своё место в семье, поскольку у него «официально» появлялись мама, папа, бабушки, дедушки, дяди, тёти и прочие родственники.
В описываемый период анималистические представления людей о том, что имя олицетворяет в себе рождение новой души, сосуществовали с верой в то, что после крещения человек обретает небесную защиту. И поэтому в период от рождения до крещения малыша называли «куколкой» или «новым человеком».
Христианство
После установления на Руси христианства имена детям стали давать во время таинства крещения и выбирались они по месячным минеям — богослужебным книгам, где были расписаны ежедневные церковные службы с прославлением того или иного святого в день его поминовения. В некоторых храмах месячные минеи заменялись святцами.
Соответственно родители не могли заранее назвать ребёнка, поскольку не знали, когда именно он родится, и какого святого или мученика будут чтить в этот день в православной церкви.
В русской традиции малышам давали имена христианских подвижников, чьи именины следовали за днём рождения ребёнка. Нарекать новорождённого именем святого, чей праздник предшествовал дню появления на свет малыша запрещалось, так как считалось, что в этом случае ребенок расти не будет.
Если ребёнок умирал до таинства крещения, так и не успев получить имя, его приписывали к демонам. К несчастью, его запрещалось отпевать и оплакивать, кроме того — погребать его следовало голым вне кладбища и без оплакивания.
Современная трактовка
Современные психологи советуют родителям не спешить с имянаречением чада, а прежде дождаться его появления на свет.
Во-первых, выбранное заранее имя может «не совпасть» с малышом, и тогда нужно будет подбирать новое.
Во-вторых, озвученное имя может не понравиться родственникам, которые отстаивая свою точку зрения, невзначай способны взволновать будущую маму, что негативно скажется на здоровье малыша.
Читайте наши статьи на Дзен