Киямат: чем Страшный суд в исламе отличается от христианского
В исламской эсхатологии, иными словами в его системе религиозных представлений о конце света, жизни после смерти и дальнейшей судьбе вселенной, одно из центральных мест занимает киямат — Судный день. Учение о последнем дне является неотъемлемым элементом не только ислама, но и христианства, однако Божий суд в каждом из этих вероисповеданий имеет свои особенности.
Киямат
Как самая молодая из авраамических религий, ислам вобрал себя аксиомы из иудаизма и христианства и дополнил их собственными догмами. В результате сформировалось мусульманское видение конца света, которое несколько отличается от вышеуказанных религий. Упоминаемый как в Коране, так и в сунне пророка Мухаммеда, киямат знаменует собой смерть мироздания и воскрешение мёртвых, за которым следует Страшный суд..
На нём Аллах определяет дальнейшую судьбу людей: праведники за свои благие земные деяния обретут вечное блаженство в раю — Джаннате, а грешники будут осуждены на мучения в аду — Джаханнаме.
Ни один живой человек, ни один мусульманский священнослужитель и пророк, ни одно писание не знает точной даты и времени наступления киямата. Лишь всевышний ведает, когда будут уничтожены все его творения и произойдёт воскрешение человечества. В Коране на этот счёт сказано: «Они спрашивают тебя о Часе: «Когда он наступит?» Скажи: «Воистину, знание об этом принадлежит только моему Господу. Никто, кроме Него, не способен открыть время его наступления. Это знание тяжко для небес и земли. Он настанет внезапно». Они спрашивают тебя, словно тебе известно об этом. Скажи: «Воистину, знание об этом принадлежит одному Аллаху, но большая часть людей не знает этого».
В «Книге имана», принадлежащей перу собирателя хадисов Бухари, есть подтверждение тому, что даже последний пророк Аллаха, Мухаммед, был лишен этого знания. Как повествуется в книге, однажды Джабраил — один из четырёх наиболее приближенных к Всевышнему Ангелов, явился в обличии человека к Мухаммеду и попытался узнать у него дату киямата, однако получил следующий ответ: «Тот, у кого спрашивают о нем, знает не больше того, кто о нем спрашивает».
Подобное положение вещей мусульмане расценивают как мудрость Всевышнего, ведь не зная, когда именно наступит киямат, люди ежесекундно должны быть готовы к нему, а значит постоянно контролировать свои поступки и не грешить.
Признаки киямата
Между тем мусульманам известно более 10 признаков, возвещающих о приближении киямата. Среди первых знамений небес сунна пророка Мухаммеда называет восход солнца на западе и его затмение на востоке, сорокадневное сошествие тумана — духана, частые землетрясения. В 82-м аяте суры ан-Намль говорится, что предвестником киямата будет выход из-под земли вьючного животного – даббат аль-арда.
О приближении конца света можно будет догадаться по пришествию справедливого имама Махди, лжемессии Даджжаля и Пророка Исы, а также по нашествию представителей племён Яджудж и Маджудж, по исламской эсхатологии живущих на крайнем севере и наводящих на землю порчу.
Ещё одним предвестником скорого киямата будет битва двух огромных армий одного вероисповедания, в результате которой погибнет масса воинов и обычных граждан.
Одним из признаков грядущего конца света является распространение невежества, злоупотребление алкоголем, исчезновение справедливости, учащение убийств, рост числа небоскрёбов, вероотступничество и разрушение Каабы.
Между тем, киямат, согласно Корану, наступит в мгновение ока, поскольку Аллаху подвластно всё.
Страшный суд
О начале Страшного суда возвестят два трубных гласа ангела Исрафила: первый будет свидетельствовать об уничтожении Аллахом всех его творений, а второй — о чудесном воскрешении человечества.
В день киямата все люди соберутся на площади Махшар, где под руководством Всевышнего Аллаха состоится Господний суд, в котором пророк Мухаммед будет просить у всевышнего облегчения участи людей. На весах справедливости — мизан, будут взвешены все деяния человека, сведения о которых накапливались в «Хранимой скрижали» — лявхуль-махфуз, где записаны все знания о прошлом, настоящем и будущем всех существ, населяющих планету, а также всех событий, уготованных Аллахом. Избежать суда удастся лишь праведникам, а также же воинам-мусульманам, погибшим во время священной войны — джихада.
Страшный суд в христианстве
В христианской традиции догмат о всеобщем воскрешении и последующем за этим событием Судном дне принадлежат к числу основополагающих, и значится даже в древнем Апостольском Символе веры.
Исходя из Евангелия, суд над всеми народами будет производить после своего второго пришествия Иисус Христос: «Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну… и дал ему власть производить суд, потому что он есть Сын человеческий» (Ин. 5: 22, Ин. 5: 27.).
Христос в свою очередь делегирует часть своих судебных полномочий праведникам в лице 12 апостолов. Согласно Новому Завету, Бог через Иисуса Христа будет судить язычников и иудеев, а также всех неверующих. Что же касается верующих христиан — для них уготован другой суд — суд Божий.
На христианском Страшном суде судимы будут не только дела, но слова и помыслы людей. Также как и в исламе, христианские источники не дают точной даты наступления конца света, о чем свидетельствуют слова Христа: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец мой один».
Зато в этих двух религиях разнятся предвестники конца света. Христианские теологи, в их числе блаженный и Иероним Стридонский, писали, что Страшному суду будут предшествовать 15 дней. В первый день поднимутся выше гор все земные моря, во второй — все воды погрузятся в пучину, в третий — они восстановятся своем прежнем виде. В четвёртый день восстанут все морские обитатели, на пятый — завопят собравшиеся все вместе птицы, на шестой — к небу поднимутся огненные реки, в седьмой — все небесные светила выбросят огненные хвосты, на восьмой — случится землетрясение. На девятый день будут обгрызены все растения, на десятый — разделятся на четыре части все камни, на одиннадцатый — сотрутся в прах все холмы и горы, на двенадцатый — из лесу выйдут и зарычат все животные. На тринадцатый день — с востока на запад откроются все могилы, чтобы мёртвые могли воскреснуть, на четырнадцатый — все люди, впав в безумие, покинут свои жилища, а на пятнадцатый — все умрут и воскреснут вместе с теми, кто усоп задолго до них. На суде Иисус будет делить людей на «овец» и «козлов»: первым будет уготован рай, а вторым — ад.