Традиция

«Пусть земля тебе будет пухом»: почему эту фразу нельзя говорить православным

Автор: Фаина Шатрова  |  2021-05-14 09:53:04

Нередко при прощании с умершим говорят: «Пусть земля тебе будет пухом». Но такое пожелание на похоронах православного человека неуместно.

Вечная передышка

Пожелание «пуховой земли» – языческое наследие. Наши предки-язычники на проводах покойника в Загробный мир действительно использовали эту фразу в силу объективных причин. Как пишет в книге «Тайны языческой Руси» Ю. Мазун, до принятия христианства славяне считали, что смерть – своеобразный сон и вечная передышка от житейской суеты. Подобно тому, как зима заставляет природу застыть без движения и погрузиться в спячку, так и завершивший жизненный цикл человек «засыпает».

Неслучайно в русском фольклоре сохранились многочисленные причитания с призывами к мертвому человеку проснуться: «Взбушуйтесь, ветры буйные! Ударьте в большой колокол! Разбудите мою матушку!» или «Стань, пробудись, мой родимый батюшка!». А в Архангельской губернии до недавнего времени слово «жить» употребляли в значении «проснуться, начать день»: «Вечером вся деревня была еще жива» или «Мы зажили ранним утром». Да и слово «усопший» имеет очевидную связь с глаголом «спать».

Если принять, что смерть – это сон, то языческое пожелание «пуховой земли», то есть мягкой постели, выглядит вполне логично.

Смерть и сон – близнецы

Ассоциации смерти со сном восходит к античности, ведь еще Гомер называл Сон и Смерть – неразлучными близнецами. «Спящее тело» оставалось значимым, ведь именно в нем душа продолжала путь в Царство Мертвых. Большое значение имело удобство погребального ящика, гроба, склепа. В нем должно быть достаточно места – чтобы и тело не было стеснено, и необходимые предметы уместились.

Умерших погребали с полным набором атрибутов, которые пригодятся им в загробной жизни. На них надевали красивую и удобную одежду и обувь, вкладывали в руку оружие, опускали в могилу посуду и деньги. Ремесленнику «в дорогу» давали инструмент, земледельцу – орудия для пахоты и сбора урожая, состоятельному человеку или правителю – то, что подчеркивало его статус: лошадей или верблюдов, наложниц или рабов.

Бессмертная душа

Православное вероучение рассматривает смерть – лишь как этап перехода из одной жизни к другой. Если упростить, то при жизни душа живет в теле, а после смерти – покидает его, но жить не прекращает. Как пояснял архиепископ Антоний Женевский, покинувшая безжизненное тело душа остается живой в силу своей бессмертности. Она продолжает жить как раньше, обуреваемая прежними добродетелями, страхами, пороками. В ней сохраняются накопленные при жизни земной достоинства и недостатки. Конечной целью ее нового существования становится ожидание Страшного Суда и воскрешения. При этом благочестивые души ждут Страшного Суда с радостью, а порочные – со скорбью.

Лучшее напутствие для православного – пожелание Царствия Небесного, ведь каждый верующий стремится обрести после смерти место рядом с Богом. Слова эти обращают не к телу, а к душе. Их говорят и отдельно, и в завершении молитвы, читаемой на поминальном обеде после похорон, на девятый и сороковой день, а также на поминках через год после смерти. Кроме Царствия Небесного, крещеному в православие уместно пожелать вечной памяти. Упоминание вечной памяти наряду с просьбами о прощении и даровании Царствия Небесного присутствуют во всех панихидах по умершему – на девятый и сорокой поминальный день, в годовщину, на именины или день рождения.

На некоторых надгробиях православных встречается еще одна фраза – «Мир праху твоему». Она не нарушает религиозных канонов, если учитывать, что Господь создал человека «из праха земного». По научению Иоанна Златоуста, фраза напоминает о смиренном принятии неизбежной смерти и негасимой надежде на воскресение бессмертной души.

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий необходимо
Читайте также:
Рекомендуемые статьи