Традиция

С помощью каких имен на Руси мертвых новорожденных возвращали к жизни

Автор: Юлия Попова  |  2021-05-19 17:44:16

Так называемый обряд «откликания», то есть «реанимация» младенцев, родившихся без признаков жизни, был очень распространен на всей территории России. Новорожденных возвращали с того света, перечисляя определенные имена. Если дети приходили в себя, то находилось применение и именам, на которые они «откликались».

Значение имени

Имени человека на Руси всегда придавалось особое значение. Считалось, что имя способно защитить своего обладателя от нечистой силы. Недаром, как пишет Александра Суперанская в издании «Словарь личных русских имен», были распространены так называемые имена-обереги. По словам Суперанской, к таковым нередко относились имена с отрицаниями: Некрас, Нелюб, Неклюд, Безобраз, Вырод. Впрочем, пользовались популярностью и имена вроде: Дурак, Пужайло, Найден. Это вовсе не значит, что младенцы действительно были глупы или некрасивы, просто русские верили, что подобные имена обязательно отпугнут от детей злых духов.

К выбору имени русские вообще всегда подходили ответственно. Например, по утверждению Владимира Бузина, автора учебного пособия «Этнография русских», новорожденного могли назвать именами умерших предков, дедушки или бабушки (в соответствии с полом), но только при условии, что те прожили достойную жизнь, которую их внуки не постыдились бы повторить. Дело в том, что русские были уверены: судьба «наследуется» исключительно через поколение. К тому же считалось, что души умерших предков возвращаются на «этот свет» и вселяются в тело потомка, таким образом продолжая свой земной путь.

«Реанимация» новорожденных

Примечательно, что выбор имени для ребенка далеко не всегда был прерогативой родителей, а, скорее, некоего провидения. И дело вовсе не в наречении новорожденного согласно Святцам. До глубокого внедрения на Руси христианства правила были несколько иными. Так, Н.И. Толстой и Т.А. Агапкина на страницах своего этнолингвистического словаря «Славянские древности» упоминают об обряде, совершаемом в отношении младенцев, которые при появлении на свет не подавали признаков жизни. В этом случае ребенка окликали именами его (в те времена, как правило, многочисленных) родственников, в том числе уже умерших.

И.И. Шангина в энциклопедии «Русские дети. Основы народной педагогики» пишет о том, что в так называемом обряде «откликания» чаще всего использовались имена родителей. Совершавшие обряд выкрикивали имена матери и отца до тех пор, пока новорожденный не приходил в себя. Так, в Сибири, если родившийся ребенок не подавал признаков жизни, отец бил палочкой в дно сковороды и кричал по имени мать. Это в случае, если рождалась девочка. Если же на свет появлялся мальчик, то отец выкрикивал собственное имя. Таким образом, озвучивание (узнавание) имен родителей вводило новорожденного в систему родственных связей, указывало ему его место в родовой ситуации и тем самым давало ответ на вопрос «кто я такой».

Дальнейшая судьба имени

Если взять за основу первый вариант обряда «откликания», когда перечислялось множество имен, то бывало, что при произнесении какого-либо имени новорожденный возвращался к жизни, тогда именно это имя ему и давалось. Г.А. Носова, автор труда «Традиционные обряды русских: крестины, похороны, поминки», связывает возникновение данного обряда с пережитком веры в переселение души. Правда, как указано в издании «Традиции русского дома» В.К. Красунова (2003 год), аналогичным образом подчас выбирали имена и для детей, жизнь которых не вызывала никаких опасений. Родные в присутствии младенца просто перечисляли все имена, которые приходили им на ум. Имя, на которое ребенок откликался, ему и присваивалось.

Однако и имена, выбранные таким способом, не обязательно оставались с человеком до конца жизни. На Руси детям меняли имена довольно часто. Нередко это было опять-таки связано с миром мертвых. К примеру, та же И.И. Шангина утверждает, что после смерти одного из родственников его близким запрещено было называть имя покойного. Однако кто-то из родных мог носить аналогичное имя. В то же время, согласно поверьям, нарушение запрета, касавшегося упоминания имени умершего, могло привести к смерти сначала одного из его тезок, а затем и второго. Именно поэтому тезки усопшего иногда получали временные прозвища, а иногда и вовсе новые имена.

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий необходимо
Читайте также:
Рекомендуемые статьи