Туалетный этикет: о чем на Руси запрещалось думать в уборной
Обычно туалет в России представлял собой небольшой и узкий сарай с дырой в полу и выгребной ямой. До конца XIX века подобные отхожие места существовали в Петербурге и других крупных городах. В селе же и вовсе зачастую не имели никаких специальных построек — все делалось просто в огороде.
Не до размышлений нам!
В статье «Особенности русского общественного туалета» из сборника «Не служил бы я на флоте» Владимира Бойко приводится анекдот-притча, бытовавшая во Владимирской губернии. На вопрос барина, откушавшего первое из щей и второе из каши: «А где десерт?», крестьяне-хозяева ответили: «Так, где придется, батюшка. Хошь в хлеву рядом с коровой, а хошь – на дворе».
Если крестьяне и не знали значения слова «десерт», то уж в отсутствии четкого места для справления естественных нужд их обвинять несправедливо. Оно было строго закреплено. Еще в документах начала XVI века встречается «задок» – специальное место, где размещался туалет. Его обустраивали в дальнем конце галереи-завалинки, которой окружали сруб.
Понятно, что засиживаться в такой уборной не представлялось возможным. Лютый холод, сквозняк изо всех щелей, другие желающие, неустанно дергающие за ручку, вынуждали поскорее сделать дело. Мысль возникала только одна – поскорее! Ни о чем другом в таких условиях думать было невозможно.
Скверные мысли туалетные
Испокон веков на Руси отхожее место считали скверным. Нечистым не только в прямом смысле, но и в метафорическом. Поэтому туалеты выносили за пределы жилого пространства и никогда не ориентировали на восточную сторону. То же касается и бани: все нечистоты оставались в ней, поэтому банные принадлежности никогда не заносили в дом, а перед выходом из бани окатывались с молитвой ледяной водой.
По мнению протоиерея Георгия Крылова, духовная и физическая чистота воспринималась на Руси комплексно: если испачкано тело, то и душа осквернена. В своем докладе «Понятие скверна в средневековой Руси и современном старообрядчестве» он пишет, что наши предки старались не усугублять ситуацию во время посещения туалета – справляли нужду быстро, чтобы минимально «запачкаться». Негласный запрет накладывался на мысли обо всём, что связано с Богом, хотя прочитать благодарственную молитву при выходе из туалета не возбранялось. Размышлять о божественном во время «скверного дела» запрещалось, а вот о делах мирских – пожалуйста.
Обязательным после посещения туалета было омовение рук и лица, а у старообрядцев долгое время сохранялась традиция не прикасаться руками ко всему, что ниже пояса, дабы не осквернять тело и душу. Они даже рубахи носили навыпуск, чтобы и случайно не дотронуться до ширинки.
Исламские и иудейские правила
Русский туалетный этикет не слишком отличается от того, который соблюдают мусульмане или иудеи. Правда, русские правила не зафиксированы нигде, кроме народной памяти, тогда как исламский и иудейский этикет прописан в священных книгах.
Строгие туалетные правила в исламе и иудаизме, как и в христианстве, основаны на понятиях «скверны» и «чистоты». Так, мусульманин не должен проводить в туалете больше времени, чем необходимо, а потому на разговоры по мобильному, листание новостной ленты в соцсетях или просмотр подкастов на ютубе наложен запрет. Нельзя приносить в туалет Коран и атрибуты, связанные с именем Аллаха. Запрещено разговаривать во время мочеиспускания, а при входе и выходе из уборной надлежит произнести специальные молитвы.
Схожие правила обязаны выполнять и иудеи. В туалете им нельзя думать о вещах, связанных с Торой. В Шаббат, когда запрещено думать о делах, в туалете стоит отвлекать себя воспоминаниями о чем-то удивительном. С малых лет иудеям рекомендовано приучать тело к утреннему и вечернему туалетному ритуалу, чтобы в течение дня оставаться чистым физически и духовно. Чтобы настроиться на процесс, нужно отвлечься от посторонних мыслей. Откладывать поход в туалет нельзя. Чем дольше иудей терпит, тем сильнее «оскверняет свою душу». В туалете надлежит вести себя скромно, чрезмерно не обнажаться, не разговаривать, не смеяться. Так же как и мусульманину, иудею нельзя поворачиваться к святыням лицом и спиной (в исламе это Кааба, в иудаизме – Храмовая Гора), а также использовать правую руку.
Читайте наши статьи на Дзен