Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2021-07-13 08:30:50

Крестильное имя: почему оно должно отличаться от мирского

Еще с глубокой древности по христианскому канону принято, чтобы имя, данное при крещении, было иным, нежели мирское. Более того, крестильное имя в дальнейшем хранилось в тайне. Почему?

Свой среди чужих

Изначально родовое имя определяло принадлежность человека к конкретному роду-племени. Оно позволяло идентифицировать его за пределами родной общины – по родовому имени легко было отличить «своего» от «чужого». Внутри же использовались клички или определения старшинства. Как пишет А. Кузьмин в «Начале Руси: Тайны рождения русского народа», родовые имена обычно образовывались двумя типами – определяли племенную принадлежность по имени вождя либо обозначали воинские доблести или атрибуты власти.

Появление первых родовых имен у славян принято относить к VI-VII вв. Первоначально использовалось имя вождя, к которому прибавлялся слог «гаст» или «мир» – Ардегастам, Оногастам, Келагастам, Володимир. Позже стали добавлять «славу» – так появились родовые имена Ярослав, Вячеслав, Борислав. Долгое время такие имена, ставшие впоследствии династическими, давались только представителям правящей верхушки.

Имя-тотем

Любопытное объяснение появления родовых имен дается в монографии Ю. Козлова «Русские родовые фамилии». Автор пишет, что у каждой общины непременно был тотем, который становился основой для создания родового имени. Так, у русов тотемы относились к классу «кони-звери», у антов – к классу «гуси-лебеди», у белов – к классу «сердце-голова». У небольшого племени мурома тотемом была мать Муравья – покровительница плотников, кузнецов и мельников.

В качестве примера автор статьи приводит род Сказов из племени Русь, тотемным покровителем которых был козел. При этом у Сказов мужские и женские имена различались при помощи окончания. К родовому имени или тотему при наречении мужчин добавляли «-овы» или «-евы», а женщины – «-ины». Так появились древние родовые имена: мужские – Сказъсловы/Козловы, женские – Сказкины/Козины.

Автор приводит и другие примеры «сословного наречения» – умения создавать родовые имена парами «род-тотем»: Ловчие/Львовы, Егеря/Тигровы, Волхвы/Волковы, Винники/Виноградовы, Златоусты/Капустовы. Как видим, первое родовое имя определяла принадлежность к племени или роду занятий, а второе – напоминало носителю о его древнем тотеме-защитнике.

С XIII века из-за возросшего количества жителей Руси предпринимались попытки усилить идентификацию, в результате чего часть родовых имен была «переформулирована». Младенцев стали называть не по тотему, а по относящемуся к нему эпитету или числу (Рыжий, Черный, Девятый) или по народным названиям (Топтыгин, Косолапов). Появились отглагольные родовые имена, образованные от функций тотемов. Например, функция тотема «язык» – «зыкать»: так появились Зыкины. Функция «рта» – говорить»: так появились Говоровы. Одновременно сохранялась и традиция записывать новорожденных по имени родоначальника племени. В результате, представители одного рода именовались по-разному. Например, представителей рода Медоваров из племени Русь, имевших в качестве тотема Медведя (Косолапого, Михалыча, Бурого, Потапыча) наделяли плеядой родовых имен – Медведевы, Потаповы, Косолаповы, Топтыгины, Буровы.

Имя крестильное

В отличие от языческого родового имени, крестильное было христианским. Каждый младенец при рождении получал от родителей родовое имя-прозвище (Третьяк, Неждан, Вешняк), к которому при крещении добавлялось имя святого покровителя. Крестильные имена были обычно неславянского происхождения: греческими (Татьяна, Георгий), древнееврейскими (Мария, Иоанн), латинскими (Валентина, Роман). Многие из крестильных иноземных имен быстро обрусели: Евдокия стала Авдотьей, Георгий – Юрием или Егором, Иоаникий – Аникеем.

Вплоть до XX века крестильное имя выбирали по святцам. Считалось, что оно дарует защиту ангела-хранителя и святого, в честь которого назван младенец. Крестильное имя было у каждого, при этом в обычной жизни и даже в исторических документах оно обычно не упоминалось. Мало кто знает, что крестильное имя Ярослава Мудрого – Юрий, князя Владимира – Василий, княгини Ольги – Елена. При крещении Иван Грозный получил имя Парфений, его отец (Василий Третий) – Гавриил, а дед (Иван Третий) – Тимофей. А вот начиная с сына Ивана Грозного, Федора Ивановича, крестильные имена царей стали совпадать с личными. Хотя крестильные имена и не употреблялись в повседневной жизни, все без исключения на Руси охотно отмечали не только день рождения, но и День ангела.

С появлением имен крестильных у родовых были все шансы кануть в Лету, если бы не желание русского народа сохранить память о предках. И сегодня отголоски родовых имен встречаются в большинстве русских фамилий – Третьяков, Нежданов, Вешняков и пр.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: