«Неправильные» похороны: как православным нельзя погребать умерших
Смерть — главный страх человека, и именно поэтому обряд похорон окружен множеством суеверий и примет.
Сожжение
Православной традиции не соответствует кремация тела. Христианский обряд погребения основывается на иудейских традициях, по которым похоронили Христа после распятия.
«Учитывая древнюю традицию благоговейного отношения к телу христианина как храму Духа Святого, Священный Синод признает нормой захоронение почивших христиан в земле», – так написано в документе «О христианском погребении усопших», который Русская православная церковь приняла 5 мая 2015 года.
По этому обычаю тело православного должно быть обмыто, завернуто в саван и скрыто в земле или в склепе, символизирующем пещеру, в которой положили тело Спасителя.
Такой образ погребения связан с верой в воскресение человека в его прежнем теле после Второго пришествия Мессии – для Страшного суда. В этот день воскреснут все люди, когда-либо жившие на Земле и явятся пред очи Христа для окончательного решения их участи: «…сеется в тлении восстает в нетлении», – сказано в Первом послании апостола Павла к Коринфянам (1 Кор. 15:42). Господь будет судить каждого человека по его делам и вынесет свой окончательный вердикт, по которому одни пойдут в Царствие Божие, а других ждет Геенна огненная.
Еще одна причина, по которой православные не сжигают тела почивших – это вера в то, что все в мире происходит по воле Бога – рождение человека, жизнь, смерть и даже посмертная судьба тела, – все должно происходить естественно, так же как это происходит в природе. Человек не вправе вмешиваться и убыстрять процесс разложения тела.
Именно по отсутствию процесса разложения верующие судят о посмертной участи души. Тела святых не разлагаются и не источают зловоние. Поэтому сожжение тела человека является недопустимым, а сожжение мощей святых – кощунством. Например, турецкий паша Синан сжег в Сербии мощи святого Саввы, чтобы причинить верующим людям боль.
Кроме этого, сжигание тела – языческий обычай, связанный с верой в то. что душа человека возносится к душам предков, оседлав дым погребального костра.
Непочтение к телу и оскорбление умершего
В обычае православных – относиться к телу умершего с почтением. Тело – это сосуд души, сотворенный Богом, и даже после того, как душа покидает его, к нему следует относиться благоговейно. Раньше обмывать и одевать покойников имели право только монахи или специальные люди, которые были в каждом приходе и за плату обихаживали покойников. Обычно это были уже пожилые женщины, строго соблюдающие посты и отличавшиеся нравственной чистотой. Сейчас, увы, кроме работников морга, никто не знает как поступают с телами умерших, что с ними делают и какие люди дотрагиваются до тел наших родных.
Грехом считается и оскорбление покойного – как словом так и делом. Однако, увы, такое бывает в том случае, если родные обижены на умершего и не могут его простить.
Отсутствие молитвы
Многие люди еще находятся в плену советских привычек. Они считают, что главное – это помнить о человеке или скрупулезно выполняют «схему» поминальных обедов. Обязательно каждый год в день рождения покойника, в день его смерти собирают родственников и друзей, заваливают могилы цветами, ставят пышные памятники, но забывают главное правило: молиться об умершем. Живший в IV веке Святой блаженный Августин сказал так: «Слеза по почившему высохнет, цветы на могиле увянут, а искренняя молитва доходит до сердца Всемогущего Господа».
Начиная с момента смерти и до сорокового дня читают Псалтирь – по кафизме в день или, по договоренности с ближними, прочитывают всю Паслтирь каждый день. А после — молятся каждый день дома и заказывают молебны в храмах.
О том, что можно своими молитвами изменить посмертную участь души говорит множество фактов. Например, верующий автор A. Фoмин в книгe «Дocтoвepныe cлyчaи пpoщeния гpexoв ycoпшиx» рассказывает o пиcьмe насельницы симбирского Спасского монастыря, Досифеи, афонскому мoнaxy Apceнию, в котором монахиня пишет о видении: во сне ей явился умерший брат, князь Чегодаев, который просил передать спасибо жене за то, что та заказала на Афоне вечное поминовение его души. Он рассказал сестре, что испытал после этого облегчение участи и очень благодарен ей.
Наяву выяснилось, что жена князя, Татьяна, действительно заказала поминовение на Святой горе, когда святогорские монахи с мощами приезжали в Самару. Было это в 1863 году.
Организация тризны
Ошибкой можно считать отсутствие отпевания. Это не является Таинством церкви, однако облегчает участь умершего человека, душа которого первые сорок дней проводит в мытарствах – искушениях бесов. Вместо отпевания родственники часто сосредотачивают усилия на внешних атрибутах похорон: на богатом убранстве гроба и организации пышных поминок с алкоголем. В результате чего поминальный обед часто превращается в греховную попойку, на которой уже и не вспоминают об умершем, а обсуждают свои дела и смеются своим шуткам.
Следование суевериям
Священник из Благовещенска иерей Святослав Шевченко рассказал случай, когда приехавшему на отпевание священнику родственник на пороге квартиры предложил съесть блин – «помянуть покойного». Священник спросил, с какой стати его встречают блинами? «Разве вы не знаете? – ответили ему. – Если священник съест блин, пролежавший на лице у покойника целую ночь, умершему простятся все его грехи!»
Неприятно пораженный дремучим мракобесием, священник отказался от блина, чем заслужил осуждение родных умершего.
Несмотря на светскую образованность населения России, количество суеверий просто зашкаливает – здесь и завешенные зеркала, и укладывание в гроб каких-то особых вещей покойного и суеверия, связанные с его внешним видом или с мытьем рук после кладбища. Православным следует знать, что суеверие – тяжкий грех, отрицание Бога, идолопоклонничество и следовать суевериям – самая большая ошибка, которую они могут совершить на похоронах.
Читайте наши статьи на Дзен