Нательный крест: когда его принято целовать
Нательный крестик считается одной и религиозных святынь. Поэтому верующие люди и относятся к нему соответствующе. Крестик, как говорят священники, следует целовать точно так же, как икону. Однако в каких ситуациях это необходимо делать?
Великая сила
Нательный крестик возлагается на верующего во время таинства крещения во исполнение слов Иисуса Христа: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). Первые христиане воспринимали нательный крестик не только как знак принадлежности к религии, но и как спасительное оружие для «отгнания всех зол». Не случайно и сегодня Православная Церковь при освящении креста, предназначенного для ношения на груди, молится о том, чтобы он был «всякому, на себе носящему, защищение и соблюдение от всякого зла, души и телу спасительное, и в умножении в нем духовных дарований и христианских добродетелей». А Иоанн Кронштадтский писал, что крест «есть великая сила, избавляющая от всяких зол».
Именно поэтому издавна священники советовали прихожанам никогда не снимать нательных крестов. Наши предки боялись умереть без креста: «Без креста Иисусова и величайшие праведники сходили бы в ад». Неудивительно, что на Руси были распространены даже банные кресты, изготовленные из дерева. Такими крестами заменяли металлические, которые жгли кожу в парилке. В то же время священнослужители как тогда, так и сейчас заявляют, что к нательном кресту не стоит относиться как к медальону и уж тем более как к амулету. Нательный крест – это святыня, поэтому небрежное отношение к нему недопустимо. Крест (равно как и икона) требует к себе соответствующего благоговейного отношения.
Клятва на кресте
Неудивительно, что Олег Кириченко в своем этнографическом исследовании «Святыни и святость в жизни русского народ» упоминает о том, что на Руси помимо целования икон практиковалось и целование нательного креста. Вообще в церковной традиции широко распространено целование священных предметов в знак почтения и почитания: губами прикладываются к мощам, Евангелию, иконам, крестам. Целование святынь давно стало обозначать клятву. Отсюда и историзм «целовальник». Так в XV-XVI веках называли присяжных людей, выборных должностных лиц, собиравших подати и исполнявших судебные и полицейские обязанности. Позже целовальниками стали именовать и виноторговцев, присягавших о том, что без утайки от казны доложат о своих доходах.
Впрочем, целовальником мог прослыть каждый, кто давал клятву на нательном кресте. Шведский дипломат и историк Петр Петрей де Ерлезунда рассказывал о русских: «Когда они дают обещание и должны сдержать его, у них в обычае целовать крестик, который носят на шее: тогда вполне можно положиться, что они сдержат свое слово и обещание без всякого коварного обмана. Если кто обвиняет другого перед правительством или делает новое показание, то должен тоже поцеловать крест и засвидетельствовать, что это правда». Такую клятву действительно боялись нарушить. Еще Владимир Мономах писал в «Поучении» своим детям о том, что тот, кто преступает крестное целование, не сумев его соблюсти, «губитъ свою душу».
Целование нательного крестика
Сегодня бытовые клятвы с использование нательного креста уже ушли в прошлое. Однако прикладываться губами к крестикам верующие не перестали. Как утверждает Александр Казакевич, автор издания «Символы Русской православной церкви», церковным уставом предписано целовать свой нательный крест по окончании вечерних молитв. Вот и архимандрит Макарий (Веретенников) писал: «Отходя ко сну, благочестивый христианин целует нательный крест». А псково-печерский старец Савва (Остапенко), сообщавший о том, что «Христос оставил на кресте свет и любовь», и о том, что «от крестика исходят лучи благодатного света и любви», призывал не забывать целовать нательный крест и вечером, и утром.
При этом схиигумен Савва советовал молиться за близких грешников: пьяниц, блудниц и так далее. Старец советовал, целуя крестик, читать молитву: «Пролей, Господи, каплю Святейшей Крови Твоей в мое сердце, иссохшее от страстей, и грехов, и нечистот душевных и телесных. Аминь. Имиже веси судьбами спаси меня, и сродников, и знаемых моих (имена)». Не запрещается также целовать нательный крест в минуты опасности или тревоги, например, перед хирургическим вмешательством. Целовать крест можно и во время болезни или тогда, когда просто тяжело на душе. Современные священники говорят, что целование нательного креста должно сопровождаться любовью и осознанием того, что тем самым человек освящает себя снаружи и изнутри, очищает совесть, душу и сердце.
Читайте наши статьи на Дзен