Храмы православных индейцев Аляски: чем они удивляли миссионеров
Миссионеры русской православной церкви впервые припылил на Аляску в конце XVIII века. В целом, их миссию можно считать удачной — местные аборигены, пусть и не сразу, но приняли христианство и приобщились к вере. Однако, как это часто бывает, столкновение местной культуры и православия было весьма эклектичным.
Христианизация
Миссионеры православной церкви, впервые ступившие на землю Аляски в 1795 году, основали на острове Кадьяк колонию, которую назвали Гавань святого Павла (ныне город Кадьяк). Именно с этого события началась христианизация коренных народов заокеанского владения Российской империи, которое 18 октября 1867 года официально вошло в состав США.
Однако и после этого русские священнослужители продолжали обращать местное население в свою веру. Но вместо уничтожения дохристианской культуры и насаждения якобы прогрессивных европейских ценностей, миссионеры из России стремились придать обычаям коренного населения новый импульс и вектор развития в лоне православия, с сохранением их национальной идентичности.
Делая это очень корректно, с уважением к древним традициям индейцев, монахи заслужили доверие эскимосских и алеутских шаманов, которые не стали ограничивать аборигенов в свободе выбора вероисповедания и даже способствовали их переходу в восточное христианство.
По словам следователя Дмитрия Урушева проповеди монахов наибольшее недоверие вызывали у индейцев-тлинкитов, которые, опасаясь, стать рабами или «калгами» русских, не спешили принимать их веру, отстаивая свою позицию убийствами православных посланников.
На сегодняшний день самой благочестивой с точки зрения Московского патриархата территорией Аляски является зона расселения эскимосов-юпиков – крупнейшего православного народа самого северного штата США.
Экстерьер и интерьер
Чтобы коренные народы Аляски, заходя в храмы или молясь перед красным уголком в доме, ощущали истинную поддержку Всевышнего и святых, толерантные православные иерархи поощряли сплетение русских и индейских традиций в религиозной культуре.
Возводимые по канонам православия храмы Аляски внешне нисколько не отличались от своих российских собратьев, однако их интерьер поражал своей самобытностью.
Аборигены использовали для его украшения местные отделочные материалы, традиционную алеутскую и тлинкитскую резьбу по дереву, сотканные в стиле чилкат и равенстэил полотна, вырезанные из дерева кресты, связанные из трав распятия, уникальные росписи.
Иконы
Значительной трансформации подверглась и православная иконопись, которая, используя все канонические художественные средства, под воздействием местной культуры обрела уникальные черты.
Руководитель мастерской «Палехский иконостас» Анатолий Влезько объясняет сей факт тем, что лик святого это не просто портрет, а прежде всего кладезь символов, смыслов и посылов, которыми через иконописца Господь общается с каждым прихожанином.
Дабы контакт с высшей силой получился более доверительным, человеку необходимо, чтобы с иконы на него смотрел человек, внешне похожий на него, или лицо наделённое чертами чужеземца действовало среди знакомого пейзажа. Именно поэтому из череды образов, так легко определить те, что написаны краской или вышиты бисером православными с Аляски.
К числу наиболее талантливых иконописцев полуострова принадлежат Георгий Петухов и Василий Круиков, жившие в XIX веке.
Несмотря на типично русскую фамилию, художник Петухов происходил из алеутов и за отмеренные ему тридцать лет земной жизни успел создать немало росписей и икон, часть из которых сохранились поныне.
Для знакомства с его творчеством можно заглянуть в церковь Святого Успения Богородицы в Кенае, где находятся написанные им иконы архангелов Гавриила и Михаила. На этих религиозных полотнах библейские персонажи вписаны в гористый ландшафт Аляски с характерной для неё сумеречной, тёмно-синей цветовой гаммой.
Внук русского колониста, самоучка Василий Круиков первые шаги в иконописи сделал в 16 лет, и у современных искусствоведов есть резонное основание предполагать, что составляющие иконостас церкви Святого Вознесения Господа Нашего в Уналашке семь икон принадлежат его кисти.
Среди них можно обнаружить икону св. Андрея Первозванного, изображённого на фоне местного пейзажа с характерным для острова Уналашка вулканом и безлесым пейзажем.
Аналогичный антураж присущ созданной неизвестным автором иконе Святителя Иннокентия, которая украшает собой часовню св. Александра Невского (г. Акутан).
Особым колоритом отличается уникальная икона св. Германа Аляскинского, кропотливо сплетённая искусницей Элеанор Наумофф из стеклянного бисера.
К слову, безмерно чтимый индейцами св. Герман Аляскинский вместе с не менее уважаемыми св. Иннокентием, праведными мучениками Ювеналием и Петром-Алеутом являются сугубо аляскинскими святыми, но на местных иконостасах всегда можно найти лики общих для всего православного мира чудотворцев.
Читайте наши статьи на Дзен