Смирное платье: почему траурная одежда русских должна была быть грязной и драной
Считается, что траур по усопшему близкие носят в течение 40 дней. Однако раньше вдовы не снимали черные одежды 3 года. К тому же, были и те, кто соблюдал траур всю жизнь. А некоторые обязаны были облачаться в черное до конца дней в связи с радостными событиями.
Яркие и темные одежды
Если верить Н.И. Костомарову, автору труда «Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях», по крайней мере, в упомянутую эпоху были в моде яркие одежды. Согласно понятиям того времени, цветастые предметы гардероба внушали уважение. Особой популярностью пользовались материи красного цвета. Красные одежды были так распространены, что иностранцы, посещавшие Россию, писали о том, что городские жители носят исключительно платья этого цвета. Впрочем, встречались и зеленые, и лазоревые, и желтые, и лимонные наряды.
Носить же темные цвета в повседневной жизни было не принято. Одежды, пошитые из тканей темных оттенков, назывались смирными или смиренными. Владимир Даль, автор «Толкового словаря живого великорусского языка», утверждал, что смирное платье являлось синонимом платья траурного. Однако это абсолютно не означает, что смирное платье было исключительно черного цвета. Одежда, предназначенная для печальных случаев, могла быть и черного, и темно-серого, и темно-коричневого, и темно-синего и даже вишневого, гвоздичного и багрового цветов.
Смерть члена семьи
Если верить Марине Логуновой, автору издания «Печальные ритуалы императорской России», аккуратность смирного платья считалась неуважением к усопшему. Тот, кто оплакивал близкого человека, не должен был проявлять заботу о своем внешнем виде. Именно поэтому смирное платье черного, синего или другого темного цвета было «худое и изодранное». Мало того, траурные одежды чаще всего в скорбный период вообще не стирали. И это несмотря на то, что, как пишет А.М. Дубровский в учебном пособии «Российская средневековая цивилизация», траур по покойному члену семьи традиционно носили в течение 40 дней.
Впрочем, период траура был обусловлен степенью родства или близости с умершим. Так, Раиса Кирсанова в своей книге «Сценический костюм и театральная публика в России XIX века» пишет о том, что по родителям траур не снимали в течение 2 лет. Вдовы обязаны были носить смирное платье 3 года. В первый год носили исключительно черные шерсть и креп. На второй год разрешался шелк и черные кружева. В последний год не запрещалось на праздник надеть серебряную сетку. Между тем никто не похвалил бы молодую вдову, которая поспешила бы снять траур даже по истечении 3 лет. А пожилые женщины, потерявшие мужей и строго соблюдавшие правила приличия, вообще носили темное до конца своих дней.
Чудесное исцеление
Однако бывали случаи, когда смирное платье следовало не снимать до самой смерти и по радостному поводу. Например, Николай Карамзин, написавший известный труд «История Государства Российского», утверждал, что жители России (исключая представителей знати) долгое время не доверяли лекарствам. Простые люди лечились вином, которое смешивали с порохом, луком или чесноком, и баней. Больные обращались за помощью и в церковь. Карамзин писал: «Кто, быв отчаянно болен и соборован маслом, выздоравливал, тот носил уже до смерти черную рясу, подобную монашеской». О черных одеждах, которые должны были носить исцеленные до гробовой доски, упоминал в своей книге «Быт русского народа» и Александр Терещенко. Причем, если такой человек находился в браке, его жена имела право выйти замуж за другого.
Такие правила были связаны с демонстрацией смирения прежде страдавшего от недуга человека, символом подчинения его Божьей воле. Недаром митрополит Владимир на страницах издания «Слова в дни памяти особо чтимых святых» приводит изречение святого Иннокентия, который говорил: «…кто не хочет носить смиренного платья, тот, значит, горд, а гордым не дается и не дастся благодать». Иннокентий был убежден в том, что воспитанники, собирающиеся стать священниками, и даже те, кто учится в академиях, обязаны соблюдать смирение не только в покрое одежды, но и в ее цвете.
Читайте наши статьи на Дзен