Прошлое, Традиция

Христианский Адам и мусульманский: главные различия

2021-09-14 15:30:22

И христианство и ислам - это авраамические религии, которые признают, что существует только один единственный Бог-Творец. Поэтому, нет ничего удивительного, что многие библейские события встречаются и в Коране. Это касается и сюжета о сотворении первого человека и его грехопадении. Но вот дальнейшее развитие событий и трактовка у этих историй разные.

Кто расплачивается за грех Адама?

Как пишет Ю. Максимов в книге «Религия Креста и религия Полумесяца» грехопадению Адама в кораническом изложении не придается столь серьезное значение, как в Священном Писании. По сюжету Корана Адам согрешил, покаялся, но получил прощение. Его грех, совершенный «по незнанию», исчез. Точнее – был искуплен им же самим.

Мусульмане верят, что учение о первородном грехе противоречит исламским основам и не вписывается в понимание Божественной справедливости. Грехи конкретного человека не может искупать кто-то иной, ведь это не соответствует законам справедливости. Поэтому потомки Адама, согласно исламскому учению, не несли бремя «первородного греха», а отвечали только за те проступки, которые совершили сами.

В христианстве картина иная – каждый изначально рождается грешным, ведь на нем лежит отпечаток первородного греха Адама. Чтобы «смыть» его, младенцев крестят. Вкусивший запретный плод Адам создал пропасть между собой и Богом, осквернив человеческую натуру. Согласно христианскому учению, от грешника не могут родиться праведники, поэтому весь род Адамов изначально заражен греховными страстями – непотребствами, прелюбодеянием, идолопоклонничеством, убийствами.

О прощении и спасении

Учение ислама исходит из того, что каждый человек рождается свободным и безгрешным. Но в определенный момент жизни оказывается перед тем же выбором, что и Адам. Согрешить или нет – свободный выбор каждого, при этом перед Богом человек отвечает только за свои грехи и получит в результате, подобно Адаму, прощение.

Новозаветное учение о спасении декларирует принципиальную невозможность для человека спастись самостоятельно – и об этом подробно пишет А. Волобуев в книге «О концепции греха в исламе». Согласно Библии, избавление от греховности человечества в руках Спасителя Иисуса Христа. Только уверовав в него и приняв его жертву, христианин может освободиться от своей грешной природы.

Мусульмане же уверены, что путь к спасению доступен каждому в результате познания фуркана (умения отличать добро от зла). Сущность добра для мусульманина – в послушании божественным законам. Ослушание же ведет к греху. Согласно трактовке суннитских богословов, даже совершивший большой грех мусульманин остается праведным и получает в будущей жизни «временное» наказание. Единственный грех, который в исламе не прощается, – отступление от веры и от мусульманской общины.

Не изгнанник, а божественный наместник

Однако возникает резонный вопрос: почему потомки Адама, не несущие бремя первородного греха, не могут вернуться и обрести Эдем? Человек не может жить в Эдеме, потому что слишком уж отличается от «совершенного Адама». Согласно исламскому учению, современное человечество слишком «слабо, безнадежно, неверно, сварливо» и пр. Земная жизнь мусульманина должна протекать по пути искоренения всех несовершенств и приближению к идеалу Адама.

Почему же прощенный и такой идеальный, согласно Корану, Адам не вернулся в Эдем, а продолжил жить на бренной земле? Для ответа следует вспомнить, что в Священном Писании Бог наказывает Адама – изгоняет на землю для искупления грехов. В кораническом повествовании Адам отправляется не в изгнание, а получает почти награду – становится божественным наместником. Его задачей становится напоминание людям Слова Божьего. В дальнейшем Бог в попытке помочь «нравственно нестойкому» человеку будет посылать на землю и других пророков-наместников, последним из которых стал Мухаммед.

В Коране при создании Адама Господь сказал ангелам, что «установит на земле наместника» и повелел им поклониться. В Библии о поклонении ангелов Адаму не упоминается. Справедливости ради скажем: в древних сирийских христианских текстах есть эпизод поклонения ангелов Адаму, который тем самым уподобляется более позднему наместнику Бога на Земле – Спасителю Христу.

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий необходимо
Читайте также:
Рекомендуемые статьи