Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
Иллюстрация : Брак в Кане Галилейской, Дуччо ди Буонинсенья, Маэста, фрагмент)
2021-09-26 16:43:44
Орынганым Танатарова

В какое вино Христос превратил воду на самом деле

Среди чудес, описанных в Новом Завете, пожалуй, ни одно не вызвало такого количества споров и разночтений, как превращение воды в вино. Иисус Христос совершил это чудо по просьбе своей матери на свадьбе родственника, которая проходила в галилейском городе Кане.

Хорошее

Хотя в христианстве нет строгого запрета на употребление алкоголя, многие отцы церкви не рекомендуют своей пастве предаваться разгульному пьянству. На этом фоне самое первое чудо, совершенное Иисусом Христом, трактуется неоднозначно. Можно подумать, что действия Мессии противоречат наставлениям священнослужителей. По крайней мере, любители алкоголя часто используют этот аргумент в споре с теми, кто призывает их к трезвому образу жизни.
Интересующий нас эпизод описан в Евангелии от Иоанна, глава 2, стихи 1-11. Там сказано, что Иисус, его ученики и Богородица присутствовали на свадебном пиршестве в Кане Галилейской. Считается, что женихом был один из сводных братьев Мессии или другой близкий родственник. Некоторые богословы полагают, что Мессия присутствовал на свадьбе апостола Симона Кананита.
Так ли иначе, а дело чуть не кончилось конфузом. Организаторы мероприятия не рассчитали количество гостей, и выпивка закончилась. Стоит ли говорить, что этот факт мог сильно расстроить присутствующих и испортить свадьбу. Недовольные гости рассказали бы всему городу, что хозяева даже не напоили их вдоволь.
Спасти положение Богородица попросила своего сына, который и превратил воду в вино. Причем, свадебный распорядитель, отведав преподнесенный гостям напиток, признал: «Всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе».
То есть, свадьба прошла на ура. А вино, сотворенное Иисусом, было признано качественным.

Веселящее

Как говорится, вино веселит сердце человека. Известный богослов, библеист Валентина Кузнецова считает, что многие современные христиане ошибочно воспринимают Иисуса лишь в печальном контексте. Об этом исследовательница рассказала в интервью корреспонденту информационно-аналитического портала «Полит.ру» Дмитрию Ермольцеву. Статья под заголовком «Смешное в Библии» вышла 9 августа 2015 г.
«То есть, приход Христа – это веселье, Новый век, когда плач сменяется радостью. Если у нас христианство воспринимается как что-то мрачное, а Христос, по словам Розанова, – «черный Христос» – значит, что-то потеряно. И не что-то мелкое, а основа основ потеряна», – уверена В.Н. Кузнецова.
А значит, и вино, сотворенное Иисусом из воды, принесло людям радость, веселье. Причем, весьма обильное. Ведь в Евангелии от Иоанна говорится, что Христос превратил в вино воду, до краев заполнявшую шесть каменных водоносов. Речь идет о больших сосудах, каждый из которых вмещает в себя по две-три меры жидкости. Если учесть, что иудейская мера примерно равнялась 40 литрам, то количество получившегося вина впечатляет.
Благодаря Иисусу и без того подвыпившим гостям на свадьбе, по подсчетам В.Н. Кузнецовой, было подано от 480 до 720 литров вина.

Символическое

Данное чудо вызвало немало споров среди богословов. Некоторые специалисты видят в нем отголоски древнего культа Бахуса (Диониса). Представители многих винодельческих общин в языческие времена поклонялись этому жизнерадостному богу.
Но большинство исследователей придерживаются мнения, что вино, сотворенное Иисусом из воды, было лишь символическим. И если в Ветхом Завете этот алкогольный напиток ассоциировался с земной радостью, то в Новом Завете он олицетворяет радость духовную.
С данной точкой зрения согласна научный сотрудник кафедры религиоведения Елецкого госуниверситета Л.А. Соловьева – автор статьи «Святые покровители семейного благополучия в Православии», которая вышла в журнале «Культура. Духовность. Общество» (№ 3 за 2013 г.).
«Чудо в Кане Галилейской несет в себе символическое значение. Вода представляет собой повседневную жизнь, наполненную греховными помыслами, и момент свадьбы не исключение. Превращение воды в вино – это символ радости, взаимной любви супругов», – написала исследовательница.
То есть, стихи 1-11 второй главы Евангелия от Иоанна не следует воспринимать буквально. И вино, сотворенное Христом на свадьбе из воды, представляет собой лишь символический образ. Ведь в жизни жениха и невесты произошел переход от пресного одиночества (вода) к совместной жизни, наполненной любовью и радостью (вино).

Гипнотическое

Но существует и весьма оригинальная трактовка интересующего нас чуда. Некоторые специалисты полагают, что на свадьбе в Кане Галилейской гости пили обычную воду, им лишь казалось, что в чашах находится вино. Об этом говорится в книге британского ученого и писателя Робина Уотерфилда «Гипноз. Скрытые глубины. История открытия и применения» (перевод М.А. Андреевой, М. 2006 г.).
Автор отметил, что ряд исследователей считают Иисуса хорошим гипнотизером. Они пытаются логически объяснить совершенные им чудеса и исцеления, неизменно приходя к выводу, что чуть ли не все подобные случаи – результат мастерского манипулирования сознанием людей.
Получается, что Христос просто загипнотизировал всех гостей на свадьбе в Кане Галилейской. А Богородица обратилась с просьбой к своему сыну, зная о его неординарных способностях. Впрочем, сам Робин Уотерфилд считает такую трактовку чудес, описанных в Новом Завете, натянутой и неправдоподобной.
«Все это не слишком убедительно. И хотя лично я сам не верю (или, как минимум, отношусь с осторожным скептицизмом) в «волшебную» природу деяний Иисуса и склонен искать более правдоподобные объяснения происходившему, но никаких доказательств в пользу того, что Иисус был гипнотизером, я тоже не вижу», – написал автор.

Галилейское

Поскольку свадьба происходила в Галилее, то и вино, сотворенное Христом, можно назвать галилейским. Тем более что жители этой исторической области с древних времен являлись искусными виноделами. И они, наверняка, смогли бы отличить местную продукцию от импортной. Специалисты отмечают, что галилейское вино можно безошибочно узнать по характерным ноткам эвкалипта.
История виноделия в этих краях насчитывает более пяти тысячелетий. Об этом говорится в статье Филиппа Пруса «Израильское вино: от библейских истоков до засилья виноделен-бутиков», которая опубликована интернет-журналом BeInIsrael. И в настоящее время 80% вина, представленного на рынке этой страны, имеет местное происхождение.
Причем, Галилея официально признана регионом, чей климат прекрасно подходит для выращивания винограда. А во времена Иисуса произведенные здесь вина поставлялись в Рим и соседние страны. Вместе с другим довольствием римским легионерам выдавали этот алкогольный напиток. Кроме того, иудеи использовали его в религиозных обрядах.

Красное

Вероятнее всего, Иисус сотворил красное вино, ведь именно оно преимущественно выращивалось в Галилее с незапамятных времен. И сегодня красные вина занимают 75% израильского рынка этой алкогольной продукции, а белые – лишь 25%.
Кроме того, красное вино, символизирующее кровь Христа, используется христианами во время проведения обрядов, важнейшим из которых является евхаристия (причащение). Об этом говорится в статье протоирея Павла Гумерова «Таинство причащения», которая опубликована религиозно-просветительским порталом «Православие.ру».
Во время тайной вечери, перед своей мученической смертью, Иисус угостил апостолов хлебом и вином, которые символически отображали Его Тело и Кровь. Так ученики причастились. Впоследствии данный обряд стал обязательным для всех христиан.
Некоторые специалисты даже считают, что христианство в какой-то мере способствовало повсеместному распространению красных сортов винограда.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: