Почему в Православии читают молитвы «без выражения»
Многие россияне, впервые посетившие православное богослужение, сетуют на то, что почти ничего не поняли. Действительно, молитвы исполняются священнослужителями на церковнославянском языке, да и еще и «без выражения». А между тем, монотонное, чтение молитв – один из устоявшихся с древних времен православных канонов. И он имеет логическое объяснение.
Канонические нормы
Доктор филологических наук Ольга Прохватилова в книге «Православная проповедь и молитва как феномен звучащей речи» (Волгоград, 1999 г.) предположила, что каноническое чтение православных молитв выработалось на основе наставлений религиозных деятелей. Они рекомендовали верующим произносить священные тексты неспешно протяжно, ведь обращение к Богу не терпит суетной торопливости.
Например, известный богослов XIX в. Феофан Затворник – автор работы «Четыре слова о молитве», которая вышла в журнале «Христианское чтение» (№ 7, 1992 г.), написал именно об этом. Святитель отметил важность ежедневной молитвы для каждого православного христианина и посоветовал читать священные тексты внимательно, вникая в каждое слово. Так молитва, произнесенная неспешным речитативом, будет воспринята человеком в полной мере, дойдет до самого сердца.
Речь или пение
Каноническое чтение православных молитв представляет собой причудливый сплав разговорной речи и пения. Об этом кандидат филологических наук Елена Овечкина написала в статье «Особенности звучания православных молитвословий», которая вышла в Вестнике Волгоградского госуниверситета» (№ 1, 2010 г.).
Исследовательница отметила, что принятая в православии техника произнесения молитв называется псалмодией, поскольку изначально она применялась для чтения псалмов. Собственно, это особая манера декламации священных текстов «… состоящая в интонировании их на одном звуке». И хотя псалмодию еще нельзя назвать пением в прямом смысле этого слова, специалисты все же признают ее неким прообразом вокально-мелодического исполнения молитвы.
Одни ученые считают, что монотонное распевно-речитативное чтение сакральных текстов ближе к пению по своей природе, другие относят эту технику произнесения священных текстов к искусству декламации.
Как в старославянском
Филолог О. А. Прохватилова обратила внимание, что истоки канонического произношения молитвы восходят к X-XI вв. То есть, ко времени появления христианства на Руси. Речитативное звучание священных текстов долгое время существовало наряду с живой речью, воспринимаясь как особое, церковное произношение.
Иными словами, язык общения человека с Богом, по мнению религиозных деятелей, должен был отличаться от языка повседневного, бытового. А молитва, произнесенная напевным речитативом, призвана приблизить верующего к православным традициям.
Впрочем, некоторые служители церкви в ответ на вопросы о монотонности звучания молитв отвечают, что язык религии не обязан быть понятным. Он должен настраивать человека на общение с Богом. А красивая декламация священных текстов способна отвлечь верующих от самого главного – духовного развития.
Специалисты отмечают, что отсутствие возможности интонационно подчеркнуть отдельные, наиболее важные по смыслу моменты канонической молитвы компенсируется дополнительным продлением звучания гласных в ударном и заударном слогах отдельных слов. Обычно эти слова располагаются в начале и конце каждой строки. И такая модель построения фразы, для которой характерны два смысловых ударения, в древние времена была свойственна всем славянским языкам. Некоторые ее отголоски филологи зафиксировали в македонском, белорусском и словацком языках, а также на территории нашей страны – в вологодском говоре.
Выходит, что каноническое чтение молитвы сохранило в себе черты старославянского стихосложения и древней фонетической системы в целом.
Особое дыхание
Монотонность звучания священных текстов и их размеренная интонация, по мнению психологов, позволяют верующим достичь особого состояния сосредоточенности, которое способствует восприятию православного богослужения и сердцем, и умом.
По мнению О. А. Прохватиловой, одним из методов достижения необходимого состояния является специальная система дыхания. Поэтому многие религиозные деятели в своих наставлениях верующим советовали: «удерживай… дыхание, не дерзостно дыша, потому что это может рассеивать мысли» или «переводи дыхание с осторожностью, дыши тихо и медленно, это сохраняет от рассеянности».
Вот и богослов Феофан Затворник в своей вышеназванной работе назвал молитву духовным дыханием. Он написал: «Есть дыхание в теле – живет тело, прекратится дыхание – прекращается жизнь. Так и в духе. Есть молитва – живет дух, нет молитвы – нет жизни в духе».
Влияние на мозг
Автор книги «Тайны человеческого мозга» (СПб, 2010 г.) Александр Попов рассказал об интересных результатах научных исследований. Российские нейрофизиологи измерили интенсивность биотоков мозга у воспитанников духовной семинарии во время молитвы и заметили их явное замедление, вплоть до дельта-ритмов, характерных для сна.
«Электроэнцефалограмма показывала у наиболее усердно молящихся практически полное выключение коры мозга, хотя те и находились в полном сознании! Интересно, что когда человек прекращал молитву, ритм электрических импульсов коры его головного мозга тут же возвращался к биологической норме», – написал А. Попов.
Как полагают ученые, подобное состояние сознания позволяет людям не только отрешиться от всего суетного и повседневного, но и условно говоря «перезагрузить» мозг.
А вот французские ученые выяснили, что мелатонин, который называют гормоном счастья, может вырабатываться в мозге во время молитвы. Но при одном условии – священный текст необходимо обязательно произносить вслух, в соответствии с наставлениями религиозных деятелей, соблюдая рекомендации относительно размеренного дыхания. Каноническая техника чтения молитв позволяет обеспечить такой ритм питания мозга кислородом, который способствует перенастройке мыслительных процессов.
А. Попов считает, что восточные медитативные практики по своему воздействию на сознание человека весьма близки к христианской молитве. Он назвал мантры первым способом воздействия на состояние мозга, придуманным людьми. Монотонное произнесение сакральных фраз и сосредоточение на их смысле часто позволяет человеку успокоиться, настроиться на позитивный лад.
Молитва как медитация
Стоит отметить, что молитва имеет большое значение для представителей всех известных нам конфессий. Среди теологов и психологов не утихают споры о тождественности молитвы и медитации. Некоторые католические священнослужители, например, рекомендовали верующим во время обращения к Богу представлять все, о чем говорится в священных текстах: от райских кущ до адского пламени. Такая визуализированная молитва во многом сродни медитации.
Ислам просто обязывает верующих пять раз в день совершать намаз – молитву, совмещенную с целым комплексом обрядовых действий. Причем, суры Корана мусульмане тоже читают напевным речитативом. Об этом говорится в статье известного теолога Р. Р. Фаизова и научной сотрудницы Российского исламского института (Казань) А. М. Фаизовой «Традиция рецитации Корана нараспев: от истоков к настоящему», которая опубликована интернет-ресурсом «Исламский портал» 28 апреля 2017 г.
Авторы статьи советуют читать Коран неспешно, размышляя над духовным значением религиозного текста, но при этом не растягивать гласные звуки слишком сильно, чтобы не терялся смысл слов. И необходимо помнить, что напевное произнесение аятов Корана – это лишь инструмент, позволяющий людям глубже проникнуться смыслом религиозных текстов.
И хотя индуистские и буддийские мантры не похожи на привычные европейцам молитвы, многие психологи отмечают, что многократное повторение одних и тех же звуков, постепенно сливающееся в монотонный гул, может помочь верующим достичь особого состояния сознания, которое способствует духовному развитию. Ничего не напоминает?
Известный психолог, специалист по восточным религиям Владимир Каргополов в книге «Путь без иллюзий: Том II. Теория и практика медитации» (СПб, 2006 г.) написал, что индуисты часто читают отдельные фрагменты Бхагавадгиты напевным речитативом.
«В буддизме Махаяны мы видим то же самое: заучивание наизусть буддистских сутр и ежедневное их чтение нараспев является обязательной практикой во всех дзенских монастырях. Аналогичный метод работы над священными текстами с давних времен существует и в даосских монастырях», – отметил В.М. Каргополов.
Кстати, специалист по восточным религиям считает, что молитва – это первый, самый низкий уровень духовной практики, тогда как медитация представляет собой ключевой метод самосовершенствования личности.
То есть, можно сказать, что молитвы всех основных религий читаются напевным речитативом, который настраивает человеческий мозг на особый лад восприятия священных текстов.
Читайте наши статьи на Дзен