Марья Моревна: откуда в русских сказках царевна-«феминистка»
Среди многочисленных персонажей русских народных сказок особенно выделяется таинственная красавица Марья Моревна, совсем не похожая на своих сестриц по сказкам. Она не только мудрая волшебница, но и настоящий воин — собственноручно побеждает врагов и обладает недюжинной силой.
Кто такая Марья Моревна?
По мнению большинства лингвистов, отчество «Моревна» имеет совсем не мужское начало. Это отчество на самом деле матчество, и воим происхождением обязано языческой богине смерти – Маре (Моране, Морене). Образ Мары в славянской мифологии весьма противоречив. С одной стороны Мара являлась олицетворением прихода зимы, природного увядания (сна) и самой смерти. Однако для наших предков смерть вовсе не была синонимом конца, а, скорее, началом нового цикла. А, следовательно, и сама Мара была тесно связана с последующим после зимы воскрешением природы и наступлением весны. Не будь ее, не было бы и следующего жизненного витка.
Именно благодаря своему происхождению Марья Моревна предстает в сказках сильной и властной женщиной. Она сражается с отрицательными героями не хуже мужчины, она уезжает на войну, оставляя своего мужа Ивана дома в качестве хозяйки, она спасет мир.
Однако Марья Моревна порой скрывает свое настоящее имя и пользуется прозвищами: Синеглазка, Царь-девица, Усоньша-богатырша, Белая Лебедь Захарьевна.
Марья Моревна – глава семьи
В сказках Марья Моревна зачастую оказывается не только центральным персонажем, но главной в собственной семье. Примечательно, что в одной из историй она сама выбирает себе мужа и к тому же только после интимной близости. «После двух брачных ночей полюбился он (Иван-царевич) Марье Моревне» — гласит текст. Вопреки всем сказочным правилам брак между героями регистрируется уже после лишения Марьи девственности.
После свадьбы жизнь новоиспеченной семьи напоминает матриархат. Иван-царевич превращается в этакого домохозяина, а Марья Моревна отправляется на войну. Ее больше интересуют дела вне дома, нежели устройство семейного быта. При всем при этом перед отъездом она еще и отдает распоряжения, касательно того, чего не следует делать в ее отсутствие. Так Марья Моревна велит мужу ни при каких обстоятельствах не открывать дверь чулана.
Однако едва Марья Моревна покидает дом, Иван отворяет запретную дверь. За нею оказывается Кощей Бессмертный, которого незадолго до описываемых событий бесстрашная богатырша поймала собственноручно. Кощей вырывается из заточения и похищает Марью. В конце концов, Иван, собравшись с духом, убивает Кощея и вызволяет любимую из плена.
Двойственный образ Марьи Моревны
С одной стороны Марья Моревна предстает перед читателем этаким мужиком в юбке и является явным отражением матриархального строя. Однако это представление постепенно улетучивается. Во-первых, благодаря тому, что Иван-царевич все-таки доказывает свою состоятельность и спасет супругу, вырывая ее из рук Кощея Бессмертного. Во-вторых, сцены боев Марьи Моревны с кем-либо из сказочных героев весьма схематичны или отсутствуют вовсе, так как они не являются характерными для персонажей женского пола. Так Кощей Бессмертный уже оказывается запертым в чулане, а в сказке о молодильных яблоках Синеглазка лишь угрожает царю: «Отдай царевича, а не то все царство потопчу, пожгу и тебя в полон возьму».
Возможно, образ Марьи Моревны это отражение реальной жизни русских женщин — зачастую оставшись в одиночестве из-за бесконечных войн, дамам не оставалось ничего больше как только взять в руки оружие и защищать свою семью самостоятельно.
Таким образом главная мораль сказок о Марье Моревне заключается в единстве мужа и жены, силы физической и волшебной, доброты и справедливого возмездия.
Читайте наши статьи на Дзен