Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2022-03-15 15:53:45

Почему старообрядцев называют «белыми евреями»

Несмотря на то, что евреи и старообрядцы — совершенно разные общности, у них имеется множество  схожих особенностей, как в религиозном плане, так и в бытовом.

«Белые евреи»

Особенно примечательным является тот факт, что на территории Латгалии (современная Латвия), начиная с довоенного периода старообрядцев часто называли белыми жидами, или белыми евреями. О причинах появления подобного экзоэтнонима источники обычно говорили, что старообрядцы похожи на евреев своей «упертостью», замкнутостью и истовостью в вере. Один из них, например, утверждал: «Староверы – это белые евреи, а те евреи – черные…» Другой полагал, что ортодоксальные евреи – это как староверы у русских. Подобного рода суждения можно встретить на территории Латгалии крайне часто. Вспомним также о том, что зажиточных старообрядческих купцов часто называли русскими Ротшильдами.

В городе Оргееве (Молдова) при опросе респонденты евреи и неевреи высказывали мнение, что ближе всех к евреям стоят именно старообрядцы-липоване. В Латгалии также считали, что евреи похожи на старообрядцев своей общинной сплоченностью.

Пищевые запреты

Старообрядцев и евреев действительно объединяют строгие гастрономические ограничения. В регионах, где отсутствует мусульманское население, евреи и старообрядцы оказываются единственными этносами, у которых имеются пищевые табу. Тем не менее запреты старообрядцев и еврейский кашрут (свод законов о допустимой и запретной пище) носят достаточно разный характер. Если у евреев пищевые ограничения базируются на 11-й главе библейской книги Левит, а также на положениях Талмуда, то у старообрядцев они основаны преимущественно на т.н. «народной Библии», а также на представлениях, не опирающихся на библейские предписания (например, что кролика нельзя есть, потому что он рождается слепым). В отличие от евреев старообрядцы могут есть свинину; у них также полностью отсутствует разделение на мясное и молочное, что является одним из основных принципов кашрута. Впрочем, отчасти верно и утверждение Ильи Магина, писавшего, что запреты старообрядцев и кашрут восходят «к тому же ветхозаветному источнику, 11 главе книги Левит». Часть пищевых табу старообрядцев действительно обусловлена тем же критерием, что и у евреев – разделенность или неразделенность копыта. Именно  признак нераздвоенности копыта лежит в основе запрета на поедание конины как у старообрядцев, так и у евреев. Маца как обрядовая еда также часто сравнивалась с куличами у старообрядцев.

Сами старообрядцы крайне любопытно объясняли причину, по которой им можно есть свинину, а евреям нельзя: «…Свинья закопала Христа, да, значит, зарыла, чтобы спрятать его так, по сказкам, поэтому они [т.е. евреи] считали, что грех есть эту свинью», которая спасла Христа.

В городе Балта (Украина) местные старообрядцы рассказывали о том, что раньше хлеб никогда не покупали в магазине, а только у еврея-пекаря, так как «у него чисто». По мнению В. Дымшица, «бессарабские липоване с охотой и без подсказки сравнивали свои пищевые запреты с кашрутом. Сама идея «кошерного» и «трефного» явно делала для них евреев более симпатичными и понятными».

Язык

Проживающие рядом этнические группы, говорящие на разных языках, всегда так или иначе начинают понимать язык соседей, а также заимствуют их отдельные словечки и выражения. Не являются исключением в данном случае и евреи-ашкеназы, говорившие на идиш, и старообрядцы.

На территории Литвы в литовский язык и говоры местных старообрядцев проникли такие слова ивритского происхождения, как бахур (bachúras, bakùras — парень) и хебра (chébra — компания). Кроме того, заимствованием из языка евреев следует также объяснить старообрядческое слово «школа» в значении «синагога». У семейских староверов Верхнеудинска зафиксировано любопытное слово «шабашники» в значении «выходные, нерабочие дни». Здесь также прослеживается влияние еврейского слова «шаббат / шабес» (выходной день с вечера пятницы до вечера субботы), редуцированного до слова «шабаш» с добавлением суффикса –ник.

Более того, по мнению одного из латгальских респондентов, как у евреев, говоривших на идиш, у староверов был свой язык для молитвы, который «понять нельзя». В данном случае роль церковнославянского как языка литургии сравнивается с ролью идиша у евреев (хотя теоретически церковнославянский следовало бы сравнить с ивритом (древнееврейским) — языком еврейской религии). В некоторых регионах старообрядцы перенимали у евреев идиш в качестве разговорного. Об этом, в частности, писал В. Дымшиц, проводивший исследования в городе Оргееве.

Традиционная одежда и внешний вид

И тем и другим предписывалось носить отличительную одежду или отличительные знаки.

В художественной литературе XIX века упомянуты сразу несколько отличительных знаков на одежде старообрядцев. К примеру, К.П. Масальский в романе «Черный ящик» (1833 г.) писал: «Карп Силыч, по примеру отца держась раскола, носил платье, предписанное указом для раскольников. На нем был длиннополый суконный кафтан, весьма низко подпоясанный, с четырехугольником из красного сукна, нашитом на спине. В руках держал он с желтым козырьком картуз, который было предписано носить задом наперед». Специфическая одежда была и у евреев: они носили на голове шапки-ермолки или т.н. крымки и темные длиннополые кафтаны, подпоясанные кушаком. В какой-то момент евреи заменили ермолки на картузы с козырьком, напоминающие старообрядческие. Особенно примечательно, что верующим старообрядцам и евреям запрещалось брить бороды: по этой причине многие внешние наблюдатели путали одних с другими.

Репрессии со стороны властей

И евреев, и старообрядцев объединял также статус преследуемого меньшинства: евреи были религиозным и этническим, а старообрядцы – этноконфессиональным меньшинством страны. Обе группы подвергались похожим гонениям – и в Российской империи, и в СССР. Евреям предписывалось жить в черте оседлости, а отдельным группам старообрядцев – в удаленных регионах России. Тем не менее ничего похожего на черту оседлости у старообрядцев не было, и в XIX-XX веках они свободно расселялись по всей территории России и СССР. Обе группы облагались правительством двойным налогом. Существовал также запрет на карьерный рост: евреям и старообрядцам не разрешалось занимать государственные и административные должности и иметь высокие военные чины. Чтобы избежать преследований, евреи и старообрядцы покидали пределы России и бывшего СССР. И те, и другие рассеянны по миру и живут отдельными общинами: небольшие группы евреев и старообрядцев можно найти практически во всех странах — от России до Южной Америки и Африки.

Обвинения в ритуалах с использованием христианской крови

Интересно, что отдельные антисемитские авторы упоминали о том, что старообрядцы, равно как и евреи, осуществляли ритуальные убийства детей: «Наши раскольники, толка детогубцев, делали то же, но пили порошок не сами, а опаивали им других для привлечения посредством чар сих к своему братству». Обвиняли в этом старообрядцев и отдельные представители господствующей православной церкви XIX века. Не стоит даже и говорить об абсурдности подобных обвинений.

Законы ритуальной чистоты (нечистоты)

Можно сравнить такие моменты, как использование отдельной посуды («поганая кружка») для чужаков у старообрядцев и ритуально чистой посуды (только для мясных и только для молочных продуктов) у евреев. Схожи и методы очищения ритуально загрязненной посуды: у старообрядцев южной России и Сибири практиковалось прокаливание, что напоминает процедуру кашерования у евреев. У беспоповцев также существовал запрет на совместную трапезу с еретиками и иноверцами, которая воспринималась как «мирщение».

Подводя итоги, отметим, что у евреев и старообрядцев было много общего: статус преследуемого меньшинства, резко отличающийся от этнических соседей внешний облик и одежда, наличие законов ритуальной чистоты и нечистоты и многое другое. В результате в зонах компактного проживания евреев и старообрядцев между этими двумя группами сложились дружественные отношения, резко диссонирующие с враждебным отношением к евреям со стороны большинства православных верующих, прихожан господствующей церкви.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: