«Христос воскресе!»: как в Сибири отмечали Пасху
Традиции празднования Христовой Пасхи в Сибири имели свой местный колорит, который часто зависел не только от национальности переселенца, но и от местности, где он обрел свой новый дом.
Подготовка к празднику
К Пасхе готовились заранее. Казаки Северо-Казахстанского и Ленинского районов Омской области и Алтайского края покупали новую одежду, женщины шили себя платья из дорогих тканей, сочетая красное с черным. В Чистый Четверг прибирались в доме, приговаривая, что «каждая щепочка праздника ждет». В субботу, накануне Всенощной, казачки красили яйца, пекли куличи. В этот день ничего не ели.
Яйца красили луковой шелухой, чабрецом, травой и березовыми листьями, украшали их кусочками ткани. Куличи пекли большие — каждому члену семьи и маленькие — для гостей. Самый большой кулич предназначался хозяйке дома. Обязательно делали творожную пасху, выдавливая на ней кресты и украшая их покупными леденцами — монпансье.
По-особому пекли куличи переселенцы с Украины: они использовали закваску из хмеля, но при этом украшали сверху узорами, сплетенными из полос недрожжевого теста. Печь начинали за три дня до Светлого Христова Воскресенья — в Чистый (или Великий) четверг; муку, тесто и куличи во время приготовления крестили. Верх куличей обмазывали кремом из взбитых с сахаром яиц, который обсыпали маком, зернами пшеницы, а позже обкладывали карамельками или леденцами — об этом пишет этнограф из Барнаула, Я. В. Скульбеда, в работе «Хлеб в пасхальной трапезе сельского украинского населения Западной Сибири». Выходцы из Украины, жившие в Алтайском крае, пасхой называли косу из теста либо небольшую булочку с таежной ягодой, которая сверху была обмазана яйцом с сахаром. Переселенцы из Мордовии в Чистый Четверг пережигали «четверговую соль».
Всенощная
На всенощную в храмы у казаков ходили только взрослые. С детьми часто оставались молодые девушки или старухи, но они не спали — молились перед иконами, так как, по поверьям, в эту ночь «Христос должен освятить всех», ждали взрослых с освященными после службы яствами.
Первым заходил хозяин дома и громко кричал всем: «Христос воскресе!». Ответить первой ему должна была жена: «Воистину воскресе!», после чего все троекратно целовались и после краткой молитвы усаживались за стол, разговляться пасхальными яйцами и куличом. В селе Архангельское Омской области первой съесть яичко должна была самая старшая женщина в семье, а в селе Тулата первое яичко резали на кусочки по количеству членов семьи, — об этом в работе «Традиции Пасхальной и Фоминой недель у казаков Сибири» пишет этнограф, Татьяна Николаевна Золотова.
У крестьян-старожилов и вятичей пожилые люди уходили в церковь в Чистый Четверг. Это было связано с отдаленностью храмов. Снимали жилье рядом, выстаивали службы, помогали священникам подготовить церковь к празднику. Старообрядцы освящали яства в моленной избе, в которой наставник кадил на них.
Праздничный стол
У казаков на праздничный стол ставили масло, творог, сметану, в зависимости от зажиточности — поросенка, гуся, утку или курицу, начиненных кашей или картошкой с луком. Обязательным блюдом был курник — закрытый пирог, в котором слоями располагалась начинка, состоящая из кусочков отварного мяса, шариков фарша и риса. Стряпали шанежки с творогом, морковью и сметаной, пекли пироги с мясом, с солеными груздями, с ягодами. Жарили в кипящем масле «розанцы» — фигурки из теста, которое замешивали из муки, яиц и сливок, а затем захватывали формочками и жарили в кипящем масле. Готовили «хворост» и вафли. Очень любили среднеазиатский плов, но готовили его с фаршем и в печи. Чисто сибирским блюдом были пироги из местной рыбы — нельмы, тайменя, щуки. Украинские переселенцы на Пасху готовили свиные окорока и колбасу, подавали к столу сало, галушки, соленые арбузы.
«Катания яиц»
Главному блюду пасхального стола — освященному яичку приписывали множество полезных свойств. Яйца клали на божничку (полку или киот с иконами в избе), оставляя их там до следующей Пасхи. Во время летнего града яйцо бросали в окно, надеясь, что Бог остановит стихию, в случае пожара яичко бросали в огонь, чтобы он утих.
С яйцами связывали приметы, касающиеся следующего за Пасхой года. Например, выходцы с Вятки в Страстную седмицу каждый день давали курам «наказ» — все снесенные за сутки яйца принадлежат какому-то одному члену семьи. А за следующие сутки — другому. Кому достанется больше всего яиц, того ждет и больше радостей в грядущем году. Старики, если на них приходилось мало яиц, старались выкупить их у детей, очевидно, из страха умереть в этот год.
Любимыми играми казачат и казаков были игры с яйцами. Во-первых, их «катали»: на ровной круглой полянке диаметром два метра ставили лоток высотой и шириной около 30 см, длина лотка составляла 1,5—2 м. По кругу расставляли яйца, водящий катал яйцо с лотка и старался при этом задеть яйца соперников. «Выбитые» таким образом яйца становились его добычей. Во-вторых, яйца могли расставлять в ряд и сбивать их сшитым из тряпок мячиком. Сбитые яйца тоже становились добычей.
Пасхальные гуляния
С воскресенья у казаков священник ходил по дворам, освящал семенное зерно, служил молебны. Работать в этот день запрещалось, за это казаки могли и «бока намять», можно было только ухаживать за скотиной.
После того как молебен был отслужен, в каждом из домов начинались пасхальные гулянья. Казаки ходили друг к другу в гости, христосовались, одаривали друг друга освященными яйцами. В Прииртышье в воскресенье христосовались только мужчины, это подчеркивало их главную роль.
На Светлой седмице с понедельника начинались гулянья: застолья, пасхальные колядки, когда молодежь за угощение пела стихи, славящие Христа. Звонили в колокола — в эту неделю взобраться на колокольню позволялось всякому желающему. Верили, что звук колокола отгоняет от села нечистую силу. Любимой игрой взрослых мужчин были игры в городки (в бабки), а молодежь развлекалась, строя качели, карусели и устраивая пляски и хороводы.
Читайте наши статьи на Дзен