«Ля Аллахи илля Ллах»: зачем мусульмане поднимают указательный палец вверх
Жесты издревле служат самоидентификации людей и позволяют определить, «свой» человек или «чужой». Одним из таких жестов в исламе считается поднятый вверх указательный палец. Что это означает?
Нет Бога кроме Бога
Этот жест особенно распространен среди последователей ваххабизма – одного из направлений ислама, сформировавшегося относительно недавно, в XVIII столетии, и известного крайней нетерпимостью к «иноверцам». Ваххабиты строго соблюдают принцип таухида (единобожия), сформулированного в словах шахады «Нет Бога, кроме Бога (Аллаха)» («Ля Аллахи илля Ллах»). Поднятый вверх указательный палец правой руки символизирует догмат о том, что на небе есть лишь один Бог, творец всего сущего.
У христиан
Наиболее ярким христианским «ответом» на ваххабитский палец вверх можно считать национальное сербское приветствие «Поздрав са три прста», которое выглядит как поднятая правая рука с раскрытыми большим, указательным и средним пальцами. Безымянный и мизинец при этом прижаты к ладони. Такая «распальцовка» сложилась относительно недавно, в период войн с турками на Балканах, и символизирует собой веру в Святую Троицу.
Варианты перстосложения в православии
На православных иконах и других изображениях можно видеть самые различные варианты перстосложения, берущие начало, отчасти, из античной ораторской традиции, а отчасти возникшие уже в среде христиан.
Иконописные жесты подробно рассмотрел в своем труде «История русской церкви» Е.Е. Голубинский. Он выделяет четыре ораторских жеста и три благословляющих.
Ораторские жесты: безымянный палец подогнут под большой, остальные вытянуты вперед («слушайте!»); средний и безымянный пальцы подогнуты под большой (более энергичный призыв внимать, чем предыдущий); средний, безымянный и мизинец прижаты к ладони под большим пальцем, вперед вытянут указательный (порицание и указание на что-либо); безымянный и мизинец прижаты к ладони, большой с ними соединяется, два остальных пальца вытянуты («я говорю!»).
Жесты благословения: два пальца – указательный и средний — вытянуты, а три других соединены вместе (немного похоже на ораторский жест «я говорю!», разница в том, что пальцы не прижаты к ладони, а собраны «щепотью»); указательный, средний и мизинец протянуты, а большой и безымянный скрещены (разница с первым ораторским жестом в том, что большой и безымянный пальцы не прижаты к ладони, а скрещены) такое перстосложение называют «крестовым»; именословное благословение – указательный палец вытянут, как буква I, средний согнут, как C, большой скрещен с безымянным, как X, мизинец приподнят и тоже образует C (получается монограмма IC XC имени Иисус Христос).
Эти жесты сложились в разное время – от античности, до XIV и XV века, и прочно вошли в иконописный канон. С течением времени изначальный смысл жестов менялся, а иной раз и забывался, что приводило, подчас, к неожиданным последствиям. Например, ораторский жест «я говорю!» (безымянный и мизинец прижаты к ладони, большой с ними соединяется, два остальных пальца вытянуты) стал в свое время символом исповедания «старой веры» в России и сопротивления реформам Никона. На древних иконах Спасителя писали с книгой в левой руке и с правой, персты которой сложены таким образом. Это изображение означало говорящего, благовествующего Христа, но со временем стало восприниматься в качестве указания на то, как именно следует совершать крестное знамение. Ораторские жесты №1 и №2 характерны для изображений пророков, требующих сугубого внимания к своим речам.
И, наконец, именословное перстосложение – наиболее частое на иконах, так изображаю и Самого Христа и святых. Такое благословение распространилось после Раскола в среде тех, кто принял реформы Никона.
Читайте наши статьи на Дзен