Георгий Победоносец: почему он почитаем в исламе
Святой мученик Георгий Каппадокийский почитаем во многих религиях. Древние предания о его чудесах и подвигах встречаются в текстах, написанных на разных языках. С трудах исламских богословов Святой Георгий упоминается под несколькими именами — Джирджис и Аль-Хадер.
Гиргис и Эль-Худи
В «Православной энциклопедии» (Москва, 2000 г.), вышедшей в свет под общей редакцией Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, упомянуто большое количество жизнеописаний святого Георгия, составленных средневековыми богословами Европы и Азии. Самые ранние из этих рукописных текстов относятся к V-VI векам.
Множество совершенных им чудес и подвигов, самым известным из которых является победа над Змием (драконом), а также некоторые существенные различия, имеющиеся в апокрифических текстах, даже вызвали у современных исследователей сомнения: не идет ли речь о двух разных святых, живших в Каппадокии и Лидде в III и IV веках. Ведь пострадать за веру от рук язычников вполне могли и два человека, носивших одно и то же имя.
Великомученик и герой
Согласно византийскому варианту жития святого Георгия, он родился в Каппадокии во второй половине III века. Его отцом был персидский воин Геронтий, а матерью – христианка Полихрония, воспитавшая своего сына «в благочестии истинной веры». В юности Георгий пошел по стопам отца и проявил себя как отважный воин. Но когда начались гонения на христиан, инициированные царем Диоклетианом (Дадианом), будущий святой не смог оставаться в стороне. Он отправился в Никомидию и там открыто объявил себя христианином.
Георгий смело явился к царскому двору и потребовал, чтобы правитель отказался от языческой религии и прекратил всякое преследование его братьев по вере. Разгневанный Диоклетиан подверг своего подданного невыносимым мучениям и пыткам, чтобы тот отрекся от Христа и поклонился языческим идолам, но Георгий мужественно вынес все страдания. Более того, находясь в заточении, святой совершил несколько чудес, убедивших местных жителей принять христианство. Например, силой своей веры и молитвы великомученик оживил павшую корову (быка), которая была единственной кормилицей крестьянской семьи.
Мучения святого Георгия продолжались, по разным источникам, от семи лет до восьми дней. Наконец, убедившись в бесполезности пыток, царь приказал казнить непокорного узника. Это оказалось непросто, ведь приговоренный чудом избежал смерти три раза. Он перенес колесование, три дня провел в яме с негашеной известью, выпил две чаши с ядом. После такого во Христа уверовали царица Александра и два военачальника – Протолеон и Александр.
Георгий умер лишь от четвертой казни, когда ему отсекли голову мечом по приказу царя-язычника. Произошло это предположительно в 303 или 304 году.
На Руси святого почитали, в первую очередь, как храброго воина. Победоносец, поражающий копьем Змия, изображен на гербе Москвы. А еще, благодаря чуду с ожившим быком, крестьяне видели в Георгии покровителя скотоводов.
Купец и мусульманин
27 июля 2014 года мировые информагентства облетела печальная новость: исламские экстремисты взорвали мечеть пророка Джирджиса, располагавшуюся в иракском городе Мосуле. От памятника архитектуры XIV века стались одни руины.
Впрочем, это культовое сооружение не было единственной мечетью, посвященной святому Георгию. В разных странах действуют еще несколько мусульманских храмов, где чтят память великомученика.
Предания о совершенных им подвигах за веру встречаются в средневековой арабской литературе. Причем, в зависимости от религиозной принадлежности автора, святой изображен либо христианином, либо мусульманином. В любом случае, это человек, пострадавший за истинную веру от рук царя-язычника.
Один из вариантов жития святого Джирджиса содержится в объемном сочинении «История пророков и царей», которую написал известный ученый и богослов Абу Джафар Мухаммад ибн Джарир ат-Табари (839-923 гг.). Полный текст этого исторического труда не сохранился, но отдельные его фрагменты были переведены различными специалистами. Так, российский востоковед сирийского происхождения Михаил Аттай опубликовал «Мусульманское сказание о Св. Георгии по Ат-Табари» в журнале «Этнографическое обозрение» (книга XXVI, № 3 за 1895 г.).
По сути, этот переведенный текст совпадает с аналогичными христианскими вариантами жития святого Георгия. Некоторые моменты сближают его с католическими, а некоторые – с православными агиографическими трудами. Одним из главных отличий мусульманской редакции является то, что в темницу к истерзанному великомученику по понятной причине является не Христос, а Ангел Господень. Вместо злобного царя Дадиана (Диоклетиана) изображен не менее отрицательный язычник – правитель Мосула. Кроме того, меняется происхождение святого, мусульманская традиция причисляет его к купеческому, а не к воинскому сословию.
«Джирджис, как говорят, был одним из благочестивых рабов Божьих родом из Палестины и жил при последних учениках пророка Исы. Он был купцом и приобретал торговлею столько, что не только не нуждался в помощи, но даже уделял от своего достатка бедным», – написал Абу Джафар Мухаммад ибн Джарир ат-Табари.
А другие мусульманские авторы указывают, что Аль-Хадар жил во времена пророка Мухаммеда. По указанию Всевышнего святой отправился к правителю Мосула и призвал его принять истинную веру (то есть, ислам), но эта миссия не увенчалась успехом. Мученика казнили три раза, в том числе и сжигали, но он каждый раз чудом воскресал. И лишь четвертая смерть принесла святому вечный покой.
Неудивительно, что одна из старинных мечетей Мосула была посвящена пророку Джирджису, ведь именно в этом городе он принял мученическую смерть за веру, согласно мусульманским богословским текстам.
Истоки предания
Большинство специалистов считает, что предания о чудесах и духовных подвигах святого Георгия были позаимствованы исламскими авторами у арабов-христиан предположительно в VIII веке.
Причем, агиографические тексты почти не претерпели каких-либо существенных изменений. Доктор исторических наук Сергей Французов написал об этом в статье «Четыре смерти Святого Георгия», которая вышла в журнале «Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета» (серия Филология, выпуск 4 за 2016 г.).
«В арабо-мусульманской версии отсутствуют лишь чудо, связанное с воскрешением издохшего быка, сюжет о казни тех, кто уверовал под его влиянием, да стандартное христианское заключение. Таким образом, между двумя этими версиями обнаруживается поразительное сходство», – отметил С.А. Французов.
По мнению ученого, предание о святом Георгии арабы позаимствовали у греков «через сирийское посредство или напрямую».
А вот английский священник и богослов Сабин Баринг-Гоулд (1834-1924 гг.) считал, что это христиане, скорее всего, переняли у язычников легенду о великомученике, поскольку в ней содержатся мотивы многих семитских и арийских мифов. И в жизнеописаниях святого Георгия можно увидеть сразу несколько моментов, характерных для языческих сказаний. Эту гипотезу исследователь обнародовал в книге «Мифы и легенды Средневековья» (перевод И.Б. Куликовой, Москва, 2009 г.).
Таммуз и Адонис
Как отметил Сабин Баринг-Гоулд, в многочисленных вариантах жизнеописания святого Георгия отразились предания языческой старины, корни которых можно обнаружить как в восточных, так и в западных культах.
С данным предположением сложно не согласиться. Даже сама чудесная победа над Змием, которую одержал святой Георгий, является своеобразной калькой с весьма распространенного мифологического сюжета о герое, поразившем дракона.
Наиболее явными языческими аналогами святого Георгия, по мнению С. Баринг-Гоулда, являются вавилонский бог Таммуз и финикийский Адонис.
Так, в начале Х века арабский писатель и ученый Абу Бакр Ахмад ибн Али ан-Набати, известный под псевдонимом Ибн Вахшия эль-Касдани, перевел древнее сочинение «Набатейское сельское хозяйство», автором которого он назвал некого Кутами Вавилонянина. В этом тексте говорится, что после смерти Таммуза его оплакивали даже статуи богов, стоявшие в храмах. С тех пор на вавилонской земле возникла традиция – каждый год оплакивать гибель святого. Причем, обычно это чествование Таммуза происходило в месяц, названный его именем.
Ибн Вахшия дополнил переведенный им текст замечанием, что вышеупомянутая традиция настолько древняя, что никто уже не знает, откуда она возникла. Правда, из другой набатейской книги переводчик узнал, чем знаменит Таммуз. Оказывается он «… призывал царя поклониться семи и двенадцати, и царь несколько раз велел казнить его, но каждый раз тот оживал. Однако, в конце концов, он умер. И слушайте! Легенда эта совпадает с легендой о Георгии, что в ходу у христиан».
То есть, Таммуз требовал от некого восточного правителя поклонения своим языческим божествам, но тот не согласился. И тогда древний святой точно так же принял мученическую смерть за веру, как и Георгий, лишь после нескольких казней. Сходство этих двух преданий так удивило Ибн Вахшию, что он особо отметил этот факт.
Сабин Баринг-Гоулд считал, что сам по себе Таммуз в вавилонском языческом пантеоне олицетворял солнечного бога, а его смерть и воскрешение – это конец и начало нового года, когда дневное светило завершает один цикл и начинает следующий.
Поскольку финикийского Адониса, культ которого был распространен и в Древней Греции, в языческих гимнах тоже часто отождествляли с Солнцем, то и в его образе можно найти много общего с Таммузом. То есть, предание о святом Георгии или Аль-Хадере является результатом позднейшего переосмысления древнего мифа, когда христиане и мусульмане просто перенесли языческую легенду в другую историческую эпоху, отождествив ее с новым мучеником.
«У арабов (еще одна семитская народность) есть миф, повторяющий вавилонский миф о Таммузе, который распространился вскоре после принятия ислама… Обратившись вслед за пророком в истинную веру, они сохранили старую легенду, связав ее с Эль-Худером, которого они отождествляли со святым Георгием», – так С. Баринг-Гоулд объяснил факт почитания этого святого в мусульманских странах.
Читайте наши статьи на Дзен