Маджнуны: как в исламе лечат людей, одержимых демонами
Во всех авраамических религиях присутствует обряд изгнания из человека нечистой силы — экзорцизм. Конечно, этот обряд присутствует и в исламе — душа одержимого человека должна быть очищена от захвативших его джиннов.
Джинны
Джинны, которые были неотъемлемыми персонажами арабских языческих представлений, после оформления мусульманства в религию сохранили своё место и в религиозной парадигме. В Коране зафиксировано, что они вместе с людьми и ангелами принадлежат к категории разумных существ, созданных самим Аллахом. Обладающие воздушными невидимыми телами джинны, которые были сотворены из палящего пламени (Коран, 15:26-27), способны принимать любую форму, а также исполнять разные приказания.
Упоминающиеся в священной книге мусульман сразу в нескольких сурах (6:112, 128-130; 15:27; 37:158; 41:29; 46:18/17; 51:56; 55:15/14), джинны были первыми жителями Земли, появившимися задолго до Адама.
Исламский богослов Ибн Аббас писал: «Первыми на Земле были поселены джинны. После того, как в своей аморальности и вражде они перешли все возможные границы, Всевышний ниспослал к ним Иблиса [сатану] и некоторое количество ангелов, которые силой остановили бесчестие и войны. Затем был сотворен Адам».
Эти духи живут в параллельной от людей вселенной, и также как они питаются, играют свадьбы, рожают детей, умирают и ждут Великого суда, чтобы отправиться либо в рай, либо в ад.
Джинны, не воспринимаемые ни одним из чувств человека, в свою очередь подразделяются на четыре категории: силат, гуль, ифрит и марид.
Силаты – это наиболее слабые джинны, у которых отсутствует способность к перевоплощению. К тому же они панически боятся древесины, и поэтому умирают или изгоняются всего лишь одним ударом деревянной палки.
Гули – это джинны с отвратительной наружностью и неизменными ослиными копытами, они могут принимать обличье гиен или соблазнительных девиц. По поверью, они живут вдоль дорог и заманивают путников в своё логово, где пожирают их заживо. Кроме того, они встречаются на кладбищах, болотах и в пустынях, и чтобы избежать участи быть растерзанным этим злым духом, во-первых, нужно воззвать к Аллаху, во-вторых, ударить джинна один раз чем-нибудь, при последующих ударах оборотень воскресает.
Ифриты – эти проклятые Всевышним джинны, обитающие под землёй, они являются приспешниками Иблиса, а потому могут серьёзно вредить людям. Сведения о них можно почерпнуть в Коране (сура Намль 27:39-40) и хадисах.
Мариды – это наиболее жестокие и свирепые джинны, изгнанные из Рая. Они способны принимать облик любого существа, но вместе с тем могут стать узниками предметов.
Джинны могут выбирать по какому пути им идти, а потому среди них есть как праведники, принявшие догмы ислама, так и неверные отступники, именуемые капыр-джиннами: «Среди нас есть мусульмане и уклонившиеся. Те, которые стали мусульманами, последовали прямым путем» (сура 72 аят 14).
Именно злые духи капыр-джинны вредят человеку, вселяясь в его душу, преследуя, совращая, побуждая к греховным поступкам и сводя с ума. Наиболее лёгкой добычей для джиннов являются люди, находящиеся в состоянии стресса, поскольку они становятся слабыми и в физическом, и в психологическом отношении.
Экзорцизм
Человека одержимого джиннами мусульмане называют дали или маджнун, и для того чтобы освободить его душу от мучающих недобрых джиннов, религиозные деятели прибегают к чтению святых молитв и закрепляют результат лекарствами народной медицины.
Понять, что в человека вселился джинн можно по нескольким признакам, самым существенным из которых является неожиданное отвращение к поклонению, омовению и молитве. Другим показателем слывёт беспричинное ухудшение здоровья, временное помешательство, потеря памяти, краткосрочный паралич, частая смена настроения, желание вступать в драки и находиться в темноте.
Экзорцизм в исламе – это шариатская рукъя, которая представляет собой воззвание к Аллаху об излечении человека по средствам Священного Корана или узаконенных молитв, передаваемых от Пророка Мухаммеда, его сподвижников и праведников религиозной общины уммы, или же через любую молитву, которая не противоречит шариату и не несёт плохого смысла.
Универсальным средством лечения одержимости, как впрочем, и всех остальных недугов, является Коран, об этом можно прочитать в суре «Фуссилат» (аят 44): «Скажи: для тех он (т. е. Коран), кто уверовал, — руководство к пути прямому и (средство) исцеления (духовного)».
Для проведения экзорцизма и возвращения человеку душевного спокойствия в Коране предусмотрены следующие суры: Аль-Фатиха, Аль-Бакара (1–5, 102-103, 163-164, 255, 285-286 аяты), Алю-Имран (18-19 аяты), Аль-Араф (54–56, 117–122 аяты), Юнус (21–82 аяты), Та ха (69 аят), Аль-Муминун (115–118 аяты), Ас-Саффат (1–10 аяты), Аль-Ахкаф (29–32 аяты), Ар-Рахман (33–36 аяты), Аль-Хашр (21–24 аяты), Аль-Джинн (1–9 аяты), Аль-Ихляс, Аль-Фаляк, Ан-Нас.
Рукъей или заклинанием от злых джиннов является приведённый имамом аль-Бухари хадис от Аиши, где она заявляла, что Посланник Всевышнего для излечения произносил: «С именем Аллаха! Почвою нашей земли! Слюной одного из нас! Дабы вылечился с помощью этого наш больной с разрешения Господа нашего!».
По мнению Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни данный хадис дозволено читать при всех без исключения болезнях.
Условия лечения
Для плодотворного влияния молитвы при изгнании джиннов необходимо неукоснительное соблюдение трёх условий. Во-первых, исцеление должно реализовываться при помощи речи Аллаха, его имён и атрибутов.
Во-вторых, все мольбы к Всевышнему следует произносить либо на арабском языке, либо на том наречии, которое хорошо понятно как лечащему, так и больному.
В-третьих, человек, которому оказывают помощь, должен безоговорочно верить в то, что Аллах через чтение аятов Корана и дуа, то есть молитв, произносимых Пророком Мухаммедом, поможет и вылечит его.
Исламский экзорцизм может проводиться как имамами в мечетях, так и народными целителями на дому.
Те же самые условия нужно учитывать при написании талисмана – сабаба, который призван заранее оградить человека от посягательства на него злых духов. Этот оберег должен быть написан на чистой бумаге чистыми письменными принадлежностями и содержать только понятные, искренние фразы, взятые из Корана или хадисов.
Альтернативная версия
Вместе с тем в исламском мире есть люди, отрицающие способность джиннов вселяться в человека, вредить ему, доводить до сумасшествия и говорить его устами.
К числу таких лиц относится учёный Юсуф Кардави, заявляющий, что утверждения об одержимости индивида бесами полный абсурд, поскольку из Корана, а именно из 17 суры 70 айята, следует, что Аллах сотворил человека Божьим рабом, наместником и властелином Земли: «…А наряду с этим Аллах почтил сынов Адама особенностями и достоинствами, которыми не обладают другие творения. Пусть же люди благодарят Того, кто осыпал их своими щедротами и защитил от несчастий!».
Исходя из этого смешно предполагать, что подчинив людям планету, Всевышний вместе с тем сделал их уязвимыми перед джиннами.
Читайте наши статьи на Дзен