Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2022-10-03 17:31:14

«Особые дни»: когда русскому мужику нельзя было смотреть на жену

 

Со времён принятия христианства «запретными днями», когда мужу воспрещалось глядеть на жену, как на объект желания, стали дни, на которые приходились церковные посты, а это приблизительно 200 дней в году.
В эти особые календарные промежутки очищению путём воздержания подвергалась не только душа, но и плоть человека. Телесные самоограничения помогали человеку бороться со своими страстями, освободить дух от порабощающих инстинктов, ставящих людей на одну ступень развития с животными, и приблизиться к Богу в своих действиях и помыслах.
Особенно строго соблюдать супружескую неприкосновенность полагалось в Великий пост, когда стиралась граница между мирянами, священнослужителями и монахами, которые в равной степени отрекались от интимной жизни.
О воздержании от плотских утех, которые в дни поста носят греховный характер, говорил святитель Василий Великий: «Пост знает меру и в делах супружеских, удерживая от неумеренности в том, что дозволено законом; по согласию отделяет время на то, «да пребывают в молитве».
Подобное же правило описано в Большом Требнике, где сказано: «Миряном от жён воздержатися весь святый великий пост».
По мнению священнослужителей, нарушение установленных церковью правил ведения семейной жизни влекло за собой серьёзные проблемы. Согласно старцу Амвросию Оптинскому супружеское соитие в дни постов могло привести к серьёзной болезни жены, а старец Леонид Оптинский полагал, что такое греховное деяние родителей отрицательно сказывалось на здоровье зачатого в этот период ребёнка.

На Руси соблюдение целомудрия в браке было обязательным не только в продолжение постов (Великого, Успенского, Рождественского и Петрова), но и на двунадесятые, храмовые и великие праздники, в период Святок, а также сплошных седмиц Сырной и Пасхальной.
Помимо этого христианам полагалось воздерживаться от интимной жизни в дни покаяния, а также каждую среду, пятницу и воскресенье.
Об этом в труде «Эксомологитарион» писал преподобный Никодим: «Должно отметить и то, что как подобает соблюдать пост по средам, пятницам и в Четыредесятницу в отношении пищи, так необходимо соблюдать пост и в отношении плотских удовольствий».
Архиепископ Тимофей Александрийский предостерегал прихожан причащаться, если накануне христиане имели супружеское общение, которое в данном случае накладывало отпечаток нечистоты, как на тело, так и на душу.
Преподобный Серафим Саровский видел в несоблюдении этих правил плохое знамение: «…и ещё храните чистоту, храните среды и пятницы, и праздничные, и воскресные дни. За нехранение чистоты, за несоблюдение среды и пятницы супругами дети родятся мёртвыми, а при нехранении праздников и воскресных дней жены умирают родами».

Помимо вышеназванных «запретных дней» историк Алексей Лаушкин в работе «Супружеское воздержание Великим постом в XII-XIII веках и точные летописные латы» указывает, что в старину смотреть на супругу, как на сексуальный объект запрещалось во время женского очищения-менструации.
Кроме того, прикасаться к жене запрещалось в период её беременности и кормления младенца, а также в следующие 6 недель после родов, когда она считалась «нечистой».
А когда же можно?
Поскольку для первых христиан истинной целью вступления в брачные отношения являлось продолжение рода, а не для получения плотских удовольствий, тех дней, когда церковь разрешала интим, вполне хватало для зачатия ребёнка.
Об этом писал Климент Александрийский: «Недозволительно человеку соитие, совершаемое без цели зачатия», а также преподобный Максим Исповедник: «Правильное суждение о браке целью его поставляет деторождение. Но кто имеет при этом в виду одну сласть похотную, тот погрешает в суждении, недоброе почитая добрым. И таковой злоупотребляет сим».
В свою очередь протоиерей Евгений Шестун, определяя брачное сладострастие не направленное на деторождение как греховное состояние, отмечал, что в прежние времена в благочестивых семьях, когда супруги понимали, что больше не хотят иметь детей, они начинали жить друг с другом подобно брат с сестрой, а порой удалялись в монашество.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: