Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2022-11-29 11:00:54

Кто не может быть крестным у ребенка

Крёстного выбирают один раз и на всю жизнь. «Разжаловать» его можно лишь в одном случае: если крёстный решит сменить веру. Даже если он сойдет с пути истинного, погрязнет в грехе или совершит убийство, отречься от крёстного невозможно. Останется лишь молиться за его спасение. Поэтому родители столь тщательно выбирают восприемника – поручителя, который после Крещения поведет их сына или дочь по правильному пути. Осложняют выбор церковные запреты, из-за которых взять в крестные можно не всякого.

Поручитель за должника

Крёстный – не просто свидетель Таинства, с которого начинается путь к Богу. Он становится для крещеного наставником и проводником в мире духовных ценностей. Он неустанно молится за крестника, учит его благочестию, кротости, трудолюбию, любви к ближнему. Восприемник с греческого означает «поручитель за должника». Недаром Вселенский святитель Иоанн Златоустый в одной из своих бесед по поводу восприемничества восклицал: «Если поручился, заботься так, словно обязан был заплатить».

Крёстный участвует в воспитании крестника и несет прямую ответственность, если подопечный сбивается с пути. По сути, он является вторым отцом или матерью, которые отвечают не за материальное обеспечение, а за духовное развитие чада. У того же Иоанна Зластоуста есть слова, что принявшие поручительство, то есть крестные отцы и матери, должны проявлять великую заботу, делать внушения, давать советы и с отеческой любовью исправлять. «А если впадут в праздность они, – предупреждал Святой, – будет им осуждение». Во время Таинства крестные поручаются за ребенка перед Богом, а за свое нерадение несут перед Господом ответ.

Во время Таинства именно крестный отец держит на руках мальчика, а крестная мать – девочку. Восприемник читает за младенца (или того, кто из-за глухоты, немоты или другого недуга не может говорить сам) Символ Веры и отвечает на вопросы батюшки. Когда крестник подрастает, восприемник разъясняет ему основы Православия, водит в церковь и на Причастие, поздравляет с православными праздниками и рассказывает их историю, знакомит с Житиями Святых и пр. Обязанности восприемника предполагают, что сам он крещеный в православии и искренне верующий. Что он, знает как минимум Священное Писание и основные молитвы, а также регулярно посещает церковные службы.

Двое или один

Личное присутствие крестного отца при крещении мальчика и крестной матери при крещении девочки обязательно. Нельзя стать восприемников удаленно, ведь это напрямую противоречит канонам таинства, на котором восприемник должен читать молитвы и давать обеты за крестника. Первый обет – отречения от дьявола, обещание не грешить и не противиться Божьей воле. Второй – веровать в Христа и творить добрые дела.

В первые века христианства крещение совершалось по гендерному признаку. Мужчину крестил диакон, женщину – диаконисса. Они же становились крестными. И сегодня по Требнику необходим лишь один крестный: для мальчика – мужчина, для девочки – женщина. Но по традиции, которая укоренилась в России с XV века, крестных у одного ребенка может быть двое – и женщина, и мужчина. По аналогии с двумя физиологическими родителями.

Батюшка – да, монах – нет

Отсутствие достойного кандидата в восприемники не должно становиться причиной для отказа от Крещения. Роль крестного может выполнить священник. Так, собственно, и было раньше, ведь батюшка идеально подходит под все критерии безупречного восприемника.

А вот монах стать крестным отцом не может. Это кажется странным, ведь монах – идеальный кандидат, который прекрасно знает Слово Божье, ведет праведную жизнь и личным примером показывает пути для служения Господу. Однако по Большому Требнику восприемничество монахам запрещено, потому что оно «вовлекает их в общение с миром».

Умалишенные и грешники

В крестные нельзя выбирать людей с помутившимся рассудком, а также тех, кто совершенно не сведущ в вопросах веры. Они не смогут дать надлежащее духовное образование подопечному. Стать восприемником не могут также те, кто много грешит, не ходит в церковь и не исповедуется, а также преступники и «вообще лица, низко упавшие в глазах общества из-за недостойного поведения». Этот запрет понятен: погрязший в грехе не может служить примером и учить праведности.

Тем, кто не исповедовался и не причащался больше 5 лет, но хочет стать крестным, стоит сходить в церковь. В противном случае они не могут стать восприемниками.

Несовершеннолетие

Церковь справедливо считает, что «малые отроки – невежды в вере», что делает невозможным исполнение ими обязанностей восприемничества. В крестные могут выбираться только совершеннолетние, но Церковь регламентирует отличный от гражданского возраст. По церковным правилам юноши достигают совершеннолетия в 15 лет, девочки – в 13. Исключение для лиц младшего возраста сделать могут, но лишь «при крайней необходимости» или из-за отсутствия совершеннолетних крестных.

Иноверцы

Крестный и крестник должны быть одной веры. Иноверцы, в том числе раскольники, по указу Святейшего Синода от 17 декабря 1884 года к православному таинству не допускаются. Причины запрета очевидны: крестный-иноверец не сможет на Крещении достойно и искренне произнести Символ Веры, а в дальнейшем – правильно толковать основы православной религии. Но главное – велика вероятность, что он переманит крестника в свою веру.

Духовное родство

Крестной матерью и отцом одного ребенка не могут стать супруги. Дело в том, что во время Крещения восприемники обретают духовное родство. А оно, согласно циркулярному указу Святейшего Синода от 19 января 1810 года, является препятствием для брака. По этой же причине в крестные не следует приглашать жениха и невесту, которые планируют венчаться в церкви. Как крестным одного ребенка им могут отказать в церковной регистрации союза. Правда, на практике подобное происходит крайне редко. При этом супругам не запрещается быть крестными разных детей из одной семьи, при условии, что они крещены не в одно время.

Духовное родство после крещения возникает между крестными и родителями крестника. Поэтому, как разъяснял Святейший Синод, крестный отец не сможет в дальнейшем жениться на матери крестника, а крестной матери не разрешат обвенчаться с отцом крестницы. Более того – дети крестных не смогут вступить в брак с крестником или крестницей. Согласно 50-й главе Градского закона, брак между состоящими в духовном родстве запрещен «аж до седьмого колена». А вот родные брат и сестра, отец и дочь, а также мать и сын могут быть крестными для одного и того же ребенка. Они ни при каком условии венчаться не будут, поэтому вполне могут становиться духовными родственниками.

Родители

В сочинении «Номоканон при Большом Требнике» профессор А. Павлов упоминал, что древняя Церковь не запрещала родителям становиться крестными для своих детей. По мнению А. Павлова, родители и так выполняют функции восприемников, заботясь о нравственном воспитании детей. Запрет появился позднее, с оглядкой на обретаемое при крещении или венчании духовное родство.

Сегодня мать и отец могут окрестить младенца и без восприемников. Единственное исключение – крещение новорожденного ранее 40-го дня после рождения. В этом случае над матерью должна быть прочитана специальная «очищающая» молитва 40-го дня.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: