Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2012-11-24 17:28:07

Ручей «Разлука»

Если вы «повстречали дивчину в поле у ручья», вам можно только позавидовать. А если вокруг тайга, горы, и ручей впадает в реку Колыму?

У ручьев и мелких речек на Колымской трассе есть свои названия: «Темный», «Замечательный», «Борискин», красноречиво свидетельствующие об их качествах или конкретных людях. Одной из наиболее драматичных является история названия у ручья «Разлука».

Когда ты и твое племя живет среди бескрайних гор и девственной тайги, когда, чтобы выжить и продолжить свой род, приходится полагаться только на милость природы и собственные силы, невольно начинаешь эти силы задабривать. Конечно, сейчас вряд ли кто-то совершает жертвоприношения духам, складывая священные костры, но бросить монетку в ручей или повязать ленточку на дерево рядом – это все еще обычное дело на узких лесных дорогах Якутии. Есть такое место и у «шаман-ручья» по дороге из Якутска к полюсу холода Оймякону. Правда, так назвали ручей местные жители. В 30-е годы прошлого века, когда Колыма стала из горной реки на северо-востоке России символом скорби для целого поколения, «зона» дала ему другое имя.

Недалеко от ручья находились две колонии, мужская и женская. Тяжелейший труд, «звериные» порядки, пятидесятиградусные морозы зимой и почти такая жара по другую сторону термометра летом – все это выжимало из людей и силы, и веру во что бы то ни было. Человек, который шагал с тобой сегодня на смену, завтра мог замерзнуть, быть завален в шахте или просто расстрелян за малейшее нарушение.

Однако порядки и дисциплина от участка к участку сильно различались, и в этих колониях одно время существовала такая традиция: на несколько дней в году заключенным давалась «вольная», во время которой они могли встречаться у таежного ручья. Бежать здесь все равно было некуда. Мужчины и женщины, по году не видевшие здесь противоположного пола, на несколько дней обретали друг друга. Дни эти, отведенные им, не значили ничего в сравнении с годами мучений… и значили очень много для каторжан, для которых любой день мог стать последним. Нет свидетельств того, рождались ли здесь у кого-то дети… Каждому из заключенных было известно лишь одно: ни через год, а, скорее всего, уже никогда больше им встретиться не доведется. Так ручей и стал на несколько дней для многих из них местом встреч, а на всю оставшуюся жизнь символом бесконечной разлуки.

Денис Ветлужский

 

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: