Пищевое табу иудеев: почему мужчине нельзя доедать за женой
Это ограничение – всего лишь часть условностей кодекса поведения человека, ревностно исповедующего иудаизм. Данные ограничительные меры действуют в так называемые «дни ниды».
Что такое «дни ниды»
Иудейская Тора предельно четко диктует правила взаимоотношений супругов во время «нечистоты» жены – главное учение иудаизма трактует этот период ежемесячного цикла у женщин как время краткосрочного прекращения близких отношений между мужем и женой. Ритуальный статус «ниды» («удаленной» в переводе с иврита) в иудаизме получает не только женщина, у которой «трудные дни», но и роженица.
Семидневное пребывание в статусе «ниды» по традиционным иудаистским законам завершается омовением женщины в микве (специальный резервуар), очищающей ее от ритуальной нечистоты. Во время «дней ниды» истовым иудеям-мужчинам воспрещается контактировать с супругами, даже на бытовом уровне.
Незамужние «ниды» по определению
Как писал в своей книге «Пути чистоты» один из самых известных израильских раввинов Мордехай Элияху, запрет для правоверного мужчины-иудея в «дни ниды» выражается в достаточно широко трактуемом ограничении «не приближаться» (к «нечистой» женщине). Элияху разъясняет, что за этим термином скрывается все, что так или иначе способствует возбуждению (вожделению) мужчины.
Примечательно, что, трактуя соответствующие положения Торы и Талмуда, Мордехай Элияху делает акцент на неизбывности статуса «ниды» для незамужних девушек и женщин, исповедующих иудаизм – они по канонам данной религии в условном отдалении от мужчин пребывают постоянно, поскольку не проходят обряд ритуального омовения в микве. К таким «нидам» мужчины-иудеи даже не должны прикасаться, в иудаизме также наложен запрет на уединение с ними, на любование их прелестями и прочие искушения.
Еда – это тоже искушение. Но лишь для мужчин
Мордехай Элияху, разъясняя основные положения учений иудаизма, пишет, что, согласно канонам Торы и Талмуда, муж при жене не должен есть пищу, опробованную ею в период пребывания в статусе «ниды» и допивать напитки супруги – все это приравнивается к «приближению» к «нечистой» женщине. В иудаизме считается, что подобные действия искушают мужчину-иудея. Вместе с тем, доедание пищи мужа «нидой» по иудаистским законам – это не греховный поступок.
Учения иудаизма, по мнению многих исследователей, исходят из того, что искушению и вожделению в период «дней ниды» подвержены в большей степени мужчины. А женщин это время, напротив, приближает к постижению Божественного дара.
Почему у женщин в иудаизме такие привилегии
Хотя Библия и проповедует равенство супружеских отношений, но повиновение в семейной жизни по христианским традициям предписывается только женщинам. А в Талмуде ясно сказано, что уважение жене своей мужу надо оказывать «в большей степени, чем себе».
Норман Лэм, автор книги «Окаймленная лилиями», где им дается философская трактовка социального и религиозного статуса «ниды», исследуя Тору, приходит к выводу о более привилегированном положении женщин в иудаизме по сравнению с мужчинами. Лэм считает, что супруга, соблюдающая в соответствии с требованиями иудаизма ритуальные процедуры во время «дней ниды», способна, в отличие от мужчины, наиболее глубоко постичь святость времени, поскольку ее биологический ритм таким образом освящается. Отсутствие подобного внутреннего ритма, по мнению Нормана Лэма, побуждает мужчину-иудея в постижении святости времени стремиться к соблюдению сотен заповедей Торы.
Преимущество «ниды» в данном случае состоит в том, что женщина постигает Божественный дар посредством внутреннего состояния, при помощи ее освященных миквой «биологических часов», тогда как мужчине приходится довольствоваться внешними усилиями. Норман Лэм полагает, что это гораздо более глубокая и интимная форма приближения к святости времени.
Читайте наши статьи на Дзен