«Скоромная пища»: что запрещено было есть русским старообрядцам
Понятие «скверны» в русской духовной традиции отчасти пересекается с понятием «греха», однако не всякая скверна греховна. К примеру, женская нечистота считается природной скверной – отголоском первородного греха. Нередко табу, связанные со скверной, объясняются стремлением наших предков соблюдать физиологическую гигиену, однако, как отмечают богословы, телесная и душевная гигиена в жизни православных христиан были неразрывно связаны друг с другом.
У беспоповцев, одного из двух основных направлений в старообрядчестве, скверна являлась частью учения о мирщении – осквернении через взаимодействие с внешним миром. Понятие «замирщения» у них фактически являлось синонимом слова «грех», от которого могла избавить лишь епитимья. Федосеевцы и филипповцы, наиболее строгие согласия беспоповцев, в свое время даже поднимали вопрос об отказе проводить обряд поминовения и погребения братьев и сестер по вере, если они не успели очиститься от скверны.
Беспоповцы считали, что верующий мог «замирщиться» от «еретика» или «неверного» даже через простое общение, не говоря уже о совместной молитве или трапезе. Они не позволяли иноверцам черпать воду из своего колодца, не ходили с ними в одну баню, не давали им свою посуду и в целом старались избегать какого-либо контакта с представителями других конфессий и религиозных взглядов. Старообрядческая книга Малый Соборник наставляет: «В еретиках живет лживый сатанинский дух и пребывают все злейшие нечистые духи… Все от еретиков развращенно и скверно».
Если духовное очищение от скверны осуществлялось путем покаяния, то в роли телесного чистилища выступала баня. Поэтому баня в христианской Руси считалась местом нечистым, накапливавшим в себе все мерзкое и непотребное, от чего освободился человек. Если бы наш средневековый предок узнал, что в современных квартирах ванная комната соседствует с жилыми помещениями, он воспринял бы это как неслыханное кощунство.
Сегодня средневековое представление о скверне в полной мере сохранилось лишь в старообрядчестве и проявляется оно через самые разнообразные аспекты человеческой жизни. Особое место здесь занимает половая скверна.
В представлении староверов человек оскверняется при любом контакте с животным – домашним или со скотного двора. Исключением здесь может быть разве что кошка. Что бы очисться от этой скверны достаточно совершить омовение.
Строгие правила были и при употреблении скоромной пищи (теплокровных животных) – при вкушении ее в пост она становилась скверной. Также существует большой список животных, запрещенных в пищу даже в непостное время, в их числе – лошадь, корова, заяц, белка, бобер. Кроме того, староверам нельзя есть рыбу без чешуи (сом, угорь, налим, осетр), предписано воздерживаться от морепродуктов.
Даже сон в старообрядчестве является состоянием, которое оскверняет человека. По мнению священников-староверов, именно во сне человек становится особенно уязвимым перед бесовскими силами. По этой причине сразу после пробуждения верующий не имеет права что-либо делать, пока не умоется.
Ревностно сторонники старого обряда относятся к посещению чужаками своих храмов и жилищ – здесь не может быть никаких компромиссов: иноверцам вход туда воспрещен. Об этом писали многие отцы Церкви. В частности, еще в IV веке Святой Афанасий Александрийский говорил о недопустимости нахождения еретиков в домах христиан, «чтобы верные не осквернялись от неверных».
Читайте наши статьи на Дзен