Проводы казака на службу: почему они длились несколько дней
Проводы казака на службу длились по нескольку дней, потому что это было важное событие в жизни казака и его семьи. Это было время прощания, подготовки и благословения перед отправлением на службу или на войну.
Проводы начинались с того момента, когда казаку становилось известно о его службе, которая длилась пять лет. Он освобождался от работы и начинал готовить снаряжение для службы. Подготовка к проводам проходила с особой ответственностью, так как снаряжение проверял атаман. Вещи казака отправлялись к месту сбора заранее, так как их было много.
На проводы собиралась вся родня, приезжали даже с дальних хуторов и станиц. Никто не знал, даст ли Бог еще раз свидеться с родственником, поэтому приезжали без приглашения. Продолжительность проводов определялась «карманом» семьи, но обычно они длились 2-3 дня.
В каждой станице могли быть свои особенности проводов. В некоторых проводы гуляли неделю, в других только самые близкие люди собирались за столом в первый день, а дальние родственники и знакомые приходили на второй или третий день.
Проводы начинались с молебна в церкви, куда собирались атаман, казаки и их родные. После молебна священник кропил прихожан святой водой, благословляя их на служение Богу, царю и Отечеству. Обычно благословение звучало так: «Дай Бог всего лучшего, служить верою правдою царю-батюшке Николай Александровичу, вернуться на родную Кубань к родным отцу-матери, к жонке молодой». Казак же просил прощения у всех и выражал надежду: «Бог даст — вернусь!». Затем атаман говорил напутственное слово. После молебна все шли по домам и садились за столы.
В каждом доме казаков казака сажали на самое почетное место в «красный угол». Родители садились справа и слева от него. Если на службу уходил молодой парень, то ему не разрешалось пить, а следовало слушать наставления старших казаков. Участвовать в застольях со взрослыми на равных мог только казак, прослуживший много лет. Холостой и одинокий казак мог пригласить к себе молодежь.
Пришедшие на проводы должны были принести казаку подарки: одежду, бритвенные принадлежности, оружие, табак. Они также приносили деньги, чтобы казак мог купить себе то, чего ему не хватает, и продукты, которые он мог взять с собой в дорогу.
Застолье на проводах предварялось песнями и плясками молодежи, пожеланиями казаку хорошей дороги и здоровья. Затем на сцену выступали крестные родители казака: крестный отец благословлял его, а крестная мать перевязывала его рушником крест накрест. Если казак был неженат, то присутствующие девушки прикалывали к его черкеске цветы или расшитые платочки. Первой это должна была сделать невеста.
Гуляния молодежи на проводах длились недолго, так как взрослые отправляли юношей и девушек восвояси, но сами из-за стола не уходили.
Наутро, когда казак должен был уехать, происходил обряд благословения. Присутствовали при нем только близкие люди — жена, отец с матерью, дед с бабкой. Казак преклонял колени, и отец благословлял его иконой Спаса или Святой Богородицы. Этот обряд был последним прощанием перед отправлением на службу.
Когда казак готовился к поездке, его жена или отец держали его коня, а мужчины передавали ему оружие. Казак должен был выехать с родного двора верхом через открытые ворота, и хорошим знаком считалось, если конь перепрыгнул через препятствие на пороге.
Если конь спотыкался, считалось, что служба будет тяжелой, а если конь начинал ржать, то это предвещало смерть. Перед отъездом казак стрелял в землю, чтобы отогнать чертей, а на улице его жена или родственники провожали его до места сбора. Казак прощался с семьей, целовал детей и просил мать дать ему святую воду, которую она освящала и которую он плескал себе вслед, чтобы вернуться домой целым и невредимым. Перед отъездом казак крестился, снимал папаху и уезжал, а его жена надевала печальник и снимала его только по возвращении казака.
Читайте наши статьи на Дзен