Женские дуэли в царской России: чем они могли дать фору мужским
Ошибочно считать, что дуэль – прерогатива мужчин. На Руси поединки между женщинами были узаконены еще в 1397 году в Псковской судебной грамоте – своде законов, созданных народным вечем на основе судебных грамот разных князей.
По 36 статье этой грамоты, если в долговом иске истцом оказывалась женщина или монахиня, то вместо себя она на судебный поединок имела право выставить наёмного бойца. Но статья 119 уточняла: если ответчиком в поединке являлась женщина, то истица должна была драться сама: и ни одна, ни вторая не могли нанять бойцов. «А жонкам с жонками присуждать поле. И наймиту не быти ни с одной стороны».
Подобная практика существовала не только на Руси, но и в Европе: правда, там все же заставляли женщин драться с мужчинами, но последнему могли привязать за спину одну руку или заставить его драться, стоя по пояс в яме, что давало некоторое преимущество женщине. Мужчина в таком случае оборонялся дубинкой, а она – камнем, положенным в длинный чулок.
Известно, что у нас женщины на поединках бились на кулаках, ухватами, дрекольем или дубинками, окованными железом, которые назывались «осолоп».
Подобные «дуэли» между горожанками и поселянками проходили до начала XVIII века, покуда Петр Великий не положил этому конец, решив, что негоже дамам драться, а судебные вопросы должно решать государство.
Мода на женские дуэли вернулась уже в середине XVII века: ее привезла из Европы императрица Екатерина Великая, которая в первый раз сама дралась на дуэли в 14 лет – ее вызвала троюродная сестра, принцесса Кристина Анна Атхальт-Кеттен. Дуэль прошла в спальне Софии Фредерики, и к счастью, девушки сумели вовремя остановиться.
На российском престоле Екатерина делала все, чтобы остановить мужские дуэли, но женские дуэли в ее дворце проходили с завидным постоянством. Правда, увлекаться Екатерина не позволяла, а требовала остановить поединок, как только прольется первая кровь. Мемуаристы подсчитали, что за 1765 год во дворце произошло 20 поединков между дамами высшего света.
Среди фавориток Екатерины отличилась княгиня Екатерина Романовна Дашкова, которая по словам историка Алексея Юдина, обладала неженским характером – она была хирургом, аптекарем и даже пробовала себя в кузнечном деле. В 1770 году княгиня оказалась в Лондоне, где в доме российского посла повздорила с герцогиней Фоксон. Ссора на повышенных тонах на политические темы закончилась тем, что оппонентки обменялись пощечинами, после чего потребовали шпаги, вышли в сад и начали сражаться. Дашкова проиграла дуэль – её ранили в плечо, и поединок был остановлен.
Французская маркиза де Мортене, посещавшая в России дуэли, считала, что русские дамы нисколько не заботятся об изяществе. Для них поединок – это лишь повод уничтожить соперницу, а их поведение выражает «слепую ярость».
Женщины Европы хоть и пытались добавить изящества в свои схватки, не отличались милосердием по отношению друг к другу, и дуэли часто заканчивались смертью обоих дуэлянток или изуродованными лицами.
Трагедией закончился поединок между соперницами в женском монастыре Св. Бенедикта в городе Милане, где две знатные особы, приехавшие в монастырь специально для дуэли, заперлись в одной из комнат и устроили поединок. Произошло это 27 мая 1571 года. Когда испуганные монахини взломали дверь, все было кончено: одна из дуэлянток уже отправилась к Всевышнему, вторая умирала. Дамы изрезали друг друга кинжалами так, что смотреть было страшно.
Согласно статистике европейских историков, тормозов у дам не было: восемь из десяти дуэлей заканчивались смертью одной из сторон; у мужчин смертью заканчивалась только каждая четвертая дуэль. В делах мести женщины меры не знали – они в упор расстреливали соперниц из пистолетов, причем палили до тех пор, пока не закончатся патроны, смазывали ядом шпаги и кинжалы и всегда старались изуродовать соперницу, а в пылу боя бросали шпаги и дрались в рукопашную, вцепляясь противницам в волосы и раздирая ногтями щеки…
Впрочем, русские женщины почти не отставали от европеек, – об этом рассказывает в своей статье «Субъекты дуэли» историк Татьяна Колесникова.
Самой зверской дуэлью среди представительниц прекрасного пола стала дуэль между двумя помещицами в Орловской губернии. Одну из них звали Ольга Петровна Зaвaрoва, вторую – Екатерина Васильевна Пoлeсовa. Однажды конфликт барынь достиг такого накала, что они решили драться на дуэли на саблях мужей. У Зaвaрoвой в результате жестокой схватки была рассечена голова, а у Пoлeсoвoй — распорот живот. Первая отдала Богу душу на месте, а вторая промучилась до следующего дня, после чего умерла.
У этой жестокой схватки было неожиданное продолжение. Обиду и вражду друг на друга затаили дочери помещиц, которые в 14-летнем возрасте были свидетелями дуэли матерей. Они, в свою очередь, сошлись на этой же поляне через пять лет и сразились на шпагах. В результате схватки Александра Зaвaрoвa убила Анну Пoлecoву, о чем и написала в своем дневнике.
Любопытно, что мы мало знаем о наказаниях, которые применяли к женщинам той эпохи за подобные преступления.
В начале XIX века история женских поединков приняла новый характер. В России появились «дуэльные салоны», существовавшие под видом салонов литературных. По свидетельству журналистов программы «По законам чести. Из истории дуэли» канала «365 дней», женщины сражались на шпагах, на саблях и стрелялись. Именно в это время была на дуэли убита юная актриса Мариинского театра, Анастасия Мaлeвскaя, которая влюбилась в юношу, но была застрелена на поединке соперницей.
Женщины XX века пытались перенять у женщин XIX века обычай вызывать противниц на дуэль. Однако каждому веку – свои традиции. Современный Уголовный кодекс с дуэлянтками обходится строго.В начале века девятнадцатилетняя писательница Мариэтта Шагинян пыталась вызвать на дуэль на рапирах поэта Владислава Ходасевича. Причиной стало недостойное поведение мужчины по отношению к жене, которую он унижал. Ходасевич равнодушно ответил, что с женщинами не дерется. На этом история закончилась.
Читайте наши статьи на Дзен