Зачем русские клали в гроб к покойнику отстриженные ногти
На Руси человека на тот свет собирали основательно. В гроб клали платок и гребень, лапоть или моток ниток, запасную одежду. А иногда оставляли рядом с покойником куриное яйцо. Зачем? Попробуем разобраться.
Мировое яйцо
Как пишет в сборнике «Славянская мифология» Г. Белякова, в поверьях и народных сказках часто встречается яйцо – сакральный символ, который на Руси считался первоосновой жизни. Наши предки были уверены, что именно яйцо лучше всего демонстрирует бесконечную цепь рождение-смерть. Из неживого, спрятанного от глаз за скорлупой, рождается живое существо, которое затем само «рождает» неживое яйцо.
Поэтому неслучайно именно яйцо использовалось в похоронном обряде. Цель этого символа в гробу рядом с покойником – напомнить, что жизнь земная – не предел существования. После смерти следует возрождение, жизнь в мире загробном (позднее – в Царствие небесном).
Остриженные ногти
В статье «Представление о «том свете» у восточных славян» Е. Левкиевская напоминает о верованиях, по которым путь в загробный мир представлял собой «карабканье» по хрустальной горе. Настолько гладкой, что ее сравнивали с яйцом. Считалось, что удачно завершить восхождение удавалось лишь тем, кому в гроб положили состриженные ногти. Собирали их на протяжении всей жизни в специальный мешочек.
Поэтому рядом с яйцом – напоминанием о предстоящем нелегком пути – оставляли и мешочек с остриженными ногтями. Наши предки были уверены: перед началом восхождения положенные в гроб остриженные ногти «срастутся» на пальцах, и умерший без труда заберется на вершину горы, чтобы войти в загробный мир. Похороненному без ногтей придется «вернуться» для поисков обрезков своих ногтей, а значит, снова и снова беспокоить живущих родичей.
Предотвратить зловоние
По наблюдения этнографов, в селе Средней Сухоны Вологодской области рядом с головой умершего клали сырые яйца, которые во время погребения бросали в могилу. Делалось это для того, чтобы умершее тело медленнее разлагалось, а в избе был менее ощутим зловонный дух. В статье «Магия коммуникаций в похоронной обрядности русских Казанского Поволжья» эта традиция описывается более детально. Яйцо, а также соль и веник использовали для замедления процессов разложения тела умершего. В одних селах Поволжья соль с яйцом клали на грудь умершего, в других – на живот, в третьих – под лавку. Перед погребением соль и яйца из гроба не доставали, а опускали вместе с телом в могилу.
Для предотвращения трупного зловония в русском Поволжье использовали еще один оригинальный прием – так называемое «заземление покойника». Традиция описывается этнографами после экспедиции по Медведевскому району. К пальцу умершего приматывали медную проволоку. Под гробом ставили горшок с землей, в которую помещали второй конец проволоки. Считалось, что такое «заземление» замедлит процессы разложения мертвого тела.
Защита от нечистой силы
Используемую сегодня для обеззараживания воздуха марганцовку начали применять только с середины 20 века. До этого же на помощь приходили сырые яйца или всевозможные травы. Их раскладывали в гробу, травяными отварами натирали тело умершего, а из сухих букетов делали «курения». О примерах использования благовоний по-русски рассказывает Е. Зиновьева в статье «Дериваты реалий церковной атрибутики в номинациях народной фитонимии». Обычно на Руси применяли травы, которые имели аромат ладана, аниса, валерианы.
Тысячелистник, валериана-ладаница, синюха голубая, называемая в народе верховым ладаном, грушанка, копытень, елочковидная живучка и многие другие травы обладали сильным и резким запахом, который маскировал трупное зловоние. К тому же большинство из них считались оберегами, защищающими от нечистой силы. А она, как известно, активизировалась, когда душа умершего покидала тело и искала дорогу в открывавшийся «портал» между миром живых и мертвых.
«Обессилить» покойника
Как поясняет в статье «Дискурсивная тактика злопожелания» И. Чесноков, яйцо использовалось в качестве магического атрибута для «обессиливания» человека. Со ссылкой на работу Е. Елеонской и «Сборник заговорных текстов 17 века» автор рассказывает о ритуале жителей Олонецкой губернии. Заговор позволял сделать человека «непригодным для жизни», лишить сил, навсегда успокоить – именно то, что требовалось умершему человеку.
Ритуал требовал тщательной подготовки. Для начала полагалось испечь особенный хлеб, смолов зерна в муку «против солнца». Из готового хлебного мякиша накатать «колобков». Взять сырое куриное яйцо, проткнуть его иголкой, вставить в дырочку волос умершего, запечатать отверстие серой. Затем на солнечном закате пойти в лес, найти там муравейник, но обязательно рядом с осиной. «Одним ударом» отрубить щепку от ствола и положить в отверстие «хлебные колобки». Яйцо же воткнуть в муравейник. После этого прочитать заговор с упоминанием других почивших. Названные по именам покойники должны были «проснуться». «Разбудить» их помогало и воткнутое в муравейник яйцо. Именно умершие ранее должны были помочь «утихомирить» недавно скончавшегося, принять его и помочь в мире мертвых.
Читайте наши статьи на Дзен