Свобода и воля: что слаще?
В традиционной русской модели мира с простором, открытостью, пространством связывалась именно воля, а не свобода. Поэтому быть вольным было намного слаще, чем обладать свободой.
У воли нет направления, цели или конкретного оформления. Мы говорим: туда! прочь! вон! вовне. Всё это разновидности одного и того же мотива: «лишь бы уйти, вырваться отсюда».
Державин сформулировал это по-своему:
Зачем же в Петрополь на вольну ехать страсть,
С пространства в тесноту, с свободы за затворы.
С волей также связывалась творческая деятельность разума, но и его прихоть, хотения, в общем, «вся нравственная половина человеческого духа», как говорит В. Даль. Для исконного русского понимания делать что-то в согласии со своей волей означало быть ответственным за сделанное. А поскольку каждый думает по-своему, то и «всякому – своя воля», как гласит поговорка.
Вообще разум и воля были весьма близки. «Разум количественная собь души, воля качественная», или «разум отвечает истине и лжи, воля добру и злу». Гулять на воле значит совершать хаотичное движение на все четыре стороны, почти такое, какое совершает человеческий разум, когда он находится в творческом порыве.
Свобода же, наоборот, предполагает целенаправленное и хорошо осознаваемое движение, причем движение во внутрь. Если волю ищут вовне, то свободу всегда обретают внутри себя, постоянно возвращаясь к своему Я. Например, в знаменитых пушкинских строках свобода и душевный порыв почти одно и то же:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы…
Свобода, которая находится внутри у человека, – это некое сгущенное пространство, для которого в нашем языке было понятие «внутрь-идение». Сюда же относится и старославянское слово Ѫтроба – утроба. Утроба – это внутренне, «чревное», родимое пространство. Оно резко контрастирует с внешним чужим пространством, про которое говорили: чужая душа – дремучий лес.
Тем не менее, нельзя отдавать приоритет ни свободе, ни воле, ни внешнему, ни внутреннему. На это была своя библейская мудрость, вложенная в уста спасителя:
«Когда вы сделаете внутреннюю сторону как внешнюю сторону, и верхнюю сторону как нижнюю сторону, образ вместо образа, – тогда вы войдете в (Царствие)».
Максим Казаков
Читайте наши статьи на Дзен