В каких случаях на Руси бросали жребий
Слово «жребий» иногда употребляется и в наши дни. Правда, чаще его заменяют словом «жеребьевка». С помощью жеребьевки, например, в футболе определяются даты проведения матчей. А ведь выражение «метать жребий» очень древнее. Но мало кто сегодня может ответить на вопрос, что оно на самом деле означает.
Как возникла традиция
Большинство людей полагают, что обычай бросать жребий исключительно языческий. И несколько ошибутся.
Если опустить термины, то обычай решать спорные вопросы посредством жребия появился еще в дохристианскую эпоху. Это было способом обращения к Богу как к Высшему судье. Например, по жребию была разделена между двенадцатью израильскими коленами Земля Обетованная. Если верить Ветхому Завету, то царь Соломон говорил: «В полу (одежды или в сосуд) бросается жребий, но все решение его — от Господа. Жребий прекращает споры и решает между сильными» (Притч. 16, 33; 18, 18). В свою очередь, в Новом Завете упоминается, что при помощи жребия вместо отпавшего Иуды был избран Апостол Матфей.
Само русское слово «жребий» пришло к нам из старославянского языка. Означало оно «кусок, доля». Некоторые исследователи считают, что «жребий» имеет единый корень со словом «жеребец», означающим на старославянском буквально «плод в чреве». Дело в том, что балтийские славяне гадали с помощью священных коней (вспомним того же Вещего Олега).
Коней символически могли заменять деревянные дощечки, который на Руси называли «жеребейками» или «жеребчиками». У дощечек одна сторона была белой, а другая – черной. Их бросали в яму. Если сверху оказывалась белая сторона – значит, это сулило удачу, черная – неудачу.
Жребий и православие
С приходом на Русь православия традиция бросать жребий сохранилась. Русская Православная церковь не раз прибегала к нему при решении важных вопросов. Так, именно жребий определил место для раки с мощами новопрославленных благоверных князей Бориса и Глеба. В летописях говорится о том, что в 1467 году в Великом Новгороде по жребию приняли решение, во имя какого святого будет строиться новый храм. В XVII столетии при помощи жребия решались дела, касавшиеся духовных лиц, коим было запрещено приносить присягу.
На Руси путем жребия трижды выбирали патриархов. Впервые это произошло 20 марта 1642 года: жребий указал на архимандрита Симонова монастыря Иосифа. Вот свидетельство Митрополита Макария (Булгакова):
«Когда прибывшие в Москву иерархи представились государю, он просил их прежде всего вознести усердные молитвы к Богу, да дарует Он Церкви Своей нового верховного пастыря и учителя. А когда они удалились, велел приготовить шесть жребиев и написать на них имена, на каждом жребии по одному имени тех шести лиц, которых сам же предварительно избрал…»
Вторым патриархом, избранным по жребию, стал митрополит Новгородский Никон, ставший впоследствии реформатором церкви. В последний раз это случилось уже после Октябрьской революции, 5/18 ноября 1917 года. На Поместном Соборе в храме Христа Спасителя был избран патриархом митрополит Московский Тихон, несмотря на то, что при открытом голосовании он набрал голосов меньше остальных двух кандидатов.
Виды жребия
Существовало два вида жребия – общественный и личный. В первом случае воли Божьей испрашивали двое и более человек. Метание жребия при этом всегда сопровождалось соборной молитвой. Если же жребий метал один человек, пытающийся найти выход из затруднительной ситуации, то молитва не читалась, и эта практика уже не была освящена церковью.
Поэтому со временем люди стали практиковать «гадание по Евангелию»: открывали наугад священную книгу и читали, что там написано – это и было Божье указание. Однако отношение к подобным вещам со стороны церкви остается неоднозначным.
Сложно советовать, стоит ли бросать жребий в той или иной ситуации. Например, если вы не знаете, как поступить. Но не зря воцерковленные люди советуют отдать все на волю Божью: «Бог все управит». Иногда достаточно просто помолиться и ждать.
Читайте наши статьи на Дзен