Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2017-12-16 10:25:34
Наталья Данилина

Когда правильно наряжать ёлку православным

Украшать ель в рождественские праздники – обычай, пришедший в средневековую христианскую Европу из языческих обрядов. Впервые это стали делать в XV-XVI веках, но есть легенда, которая приписывает эту «моду» Мартину Лютеру – лидеру Реформации.

К XVIII веку ель в Европе стала атрибутом Рождества. В православных странах, живущих по григорианскому календарю, наряжают её именно к 25 декабря. В Россию же ель изначально пришла как символ Нового года.

Возвратившийся из заграничного путешествия Петр Первый в 1699 году издал указ, в котором повелел вести летоисчисление по-европейски: от Рождества Христова, и отмечать новолетие не 1 сентября, как раньше, а 1 января. Указ предписывал особым образом праздновать этот день: велено было зажигать фейерверки, огни и украшать города хвойными ветвями.

Если же средства не позволяли, то предписывалось «хотя по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить… а стоять тому украшению января в первый день». Так, уже с начала XVIII века ель в России постепенно становится символом Нового года, а уже затем – Рождества.

Когда ставили

Однако вплоть до 40-х годов XIX века в России не было традиции ставить ель ни в Новый год, ни в Рождество. Лишь к концу столетия это стало обычным делом. Так как прежде Рождество в России, как и в Европе, праздновалось до Нового года, ель стала наряжаться именно к Рождеству – по аналогии с европейским обычаем.

Украшения

Украшали еe свечами, завернутыми в позолоченные бумажки конфетами, орехами и сухофруктами. Всему этому довольно быстро нашли символическое значение: сладости символизировали изобилие и «дары волхвов», которые принесли Христу-Младенцу.

Специальным образом закрепленные свечи символизировали «горение веры», а верхушка дерева увенчивалась звездой, наподобие Вифлеемской. Позже появились гирлянды, игрушки из стекла, картона.

Мнение Церкви

Отношение русской Церкви к рождественской ели вплоть до XX века было настороженным: в постановлении Синода 1916 года (в разгар Первой мировой войны), указывалось, что обычай этот иноземный и языческий. Но ёлка прижилась даже в церковных учреждениях и легко вошла в российскую культуру, сочетая в своём образе христианскую и обрядовую символику двух праздников.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: