Что нужно знать о Великом посте
Великому посту придаётся в православии издавна особое значение – он является подготовкой к встрече самого главного праздника всех христиан — Воскресения Христова.
История
Сейчас Великий пост — самый длительный и самый строгий из всех установленных православной церковью. Изначально же у первых христиан вплоть до V века не было единых правил относительно сроков и строгости соблюдения предпасхального поста, однако практика воздержания от пищи перед Пасхой существовала с первых веков.
Разные общины постились по своим правилам, от суток до недели и более, но обычно самый строгий пост приходился непосредственно на предпасхальные дни – Страстную седмицу. Помимо этого, у древних христиан было принято на Пасху крестить новообращенных, которые должны были перед таинством Крещения держать особый пост. Так, со временем, эти два поста объединились в один и стали составлять примерно 40 дней.
Продолжительность
К Великому посту установлено несколько подготовительных этапов, чтобы было легче физически войти в пост, и духовно настроить на него верующих. Именно с этого подготовительного периода в богослужения входят элементы великопостной службы.
Неделя (воскресенье) о мытаре и фарисее. В этот день вспоминается евангельская притча о гордом фарисее и кающемся мытаре. В беседах и проповедях этого дня обычно говорится о значении внутреннего смирения и о губительности превозношения над людьми.
Неделя о блудном сыне. В этот день вспоминается притча о блудном сыне, говорится о милосердии Божием к кающимся и Его безусловной любви.
Неделя о Страшном суде. Это воскресение, венчающее собой «мясопустную» седмицу — то есть последнюю, в которую можно есть мясо. В этот день на Литургии читается отрывок из Евангелия от Матфея, где повествуется о Страшном суде. Накануне в субботу совершается поминовение усопших.
Сыропустная седмица и Прощеное воскресенье. В народе эта седмица зовётся масляной или масленицей. Это последняя неделя перед постом, когда можно вкушать молочные продукты и яйца. Заканчивается она Прощеным воскресеньем.
Непосредственно Великий пост длится 40 дней, потому он еще называется Четыредесятницей. Заканчивается она Лазаревой субботой и Вербным воскресеньем (праздником Входа Господня в Иерусалим) – это суббота и воскресенье последней седмицы Великого поста. В этот день вспоминаются события, предшествовавшие крестной смерти Христа: воскрешение Им умершего Лазаря и встреча, устроенная Ему ликующим народом в Иерусалиме.
Все шесть «недель» (воскресений) поста имеют своё название: Торжество Православия, святителя Григория Паламы, Крестопоклонная, святого Иоанна Лествичника, преподобной Марии Египетской и Неделя ваий (вход Господень в Иерусалим).
После Вербного воскресения (Недели ваий) наступает Страстная седмица – время самого сурового поста и воспоминания самых трагических событий евангельской истории. Формально эта седмица уже не относится к Великому посту, что отражено и в богослужениях этого периода.
Особенности богослужения
Богослужения Великого поста отличаются аскетичностью и продолжительностью, преобладанием чтения над пением. Каждый день, кроме суббот и воскресений, в храмах читается молитва Ефрема Сирина «Господи, Владыка жизни моей…», сопровождающаяся земными поклонами.
В это время особое место уделяется на богослужениях чтению книг Ветхого завета – Притчей, Бытия, пророков. Это связано с тем, что святые отцы называли ветхозаветный период временем подготовки людей к встрече со Христом. В первые четыре дня также читаются песни из покаянного канона Андрея Критского, а полностью он прочитывается на пятой неделе поста.
По средам и пятницам служится Литургия Преждеосвященных Даров. Ее особенность в том, что на ней не совершается освящения Тела и Крови Христовой – верующие причащаются освященными на воскресной литургии Дарами.
Смысл этого в том, что, согласно канонам, совершение Евхаристии (то есть освящения Тела и Крови Христовой) воспринимается в православии как праздник и особая духовная радость, а потому несовместимо со скорбным настроем великопостных дней. Однако службы суббот и воскресений Великого поста более праздничны по духу, и потому освящение Даров на литургии в эти дни совершается.
Особенности трапезы
В отношении пищи по монастырскому уставу предписывается следующее:
-особо строгий пост в первую и Страстную седмицу
— запрет на пищу животного происхождения, в том числе рыбу.
-по понедельникам, средам и пятницам предписывается сухоядение – сырая пища без масла. По вторникам и четвергам — горячая пища, но тоже без масла.
-по субботам и воскресеньям дозволяется добавлять растительное масло и вино (кроме Страстной субботы). В Страстную пятницу – полное воздержание от пищи.
-рыба и морепродукты разрешаются на Благовещение, если оно не попало на Страстную седмицу, и в Вербное воскресенье.
Однако необходимо помнить, что предписания эти созданы в древности, прежде всего — для монашествующих и во многом, без учёта климатических особенностей северных стран. Потому, желая соблюдать пост, необходимо не слепо следовать Типикону, а советоваться со священником и врачом, учитывая состояние своего здоровья.
Ведь воздержание от той или иной пищи – это не цель поста, а лишь одно из средств для того, чтобы, по слову апостола Павла «совлечься ветхого человека», то есть – обновить душу и жизнь в согласии с духом Евангелия.
Великий пост – это время подготовки к встрече с воскресшим Христом. И, конечно, в этот период лучше больше времени уделять не постному меню, а внутренней работе над своей душой, над своими отношениями с Богом и людьми.
Читайте наши статьи на Дзен